р. Веребье (она же Веребушка)
Майский поход – 2001

Половодье в этом году низкое.
При подготовке похода использовались описания маршрута: [1], [2]. Расписание электричек [3].

Заброска туда: п. N. 16. (Москва - Мурманск) 29 апр. 0 ч. 09 м.

В Бологое пересели на электричку отпр. 6 ч. 03 м. До Окуловки. Потом та же электричка пошла до Малой Вишеры. Вышли на пл. 203 км. (остановка по просьбе пассажиров). 8 ч. 58 м.

Вообще электричка останавливается у всех мостов, где выходят туристы и всех ссаживает, где просят. На станциях платформы низкие и короткие. Ехать удобно в первых 4 вагонах. Словоохотливый железнодорожник рассказал, что в Бологом и Окуловке не базируются электрички, поэтому все они идут до Малой Вишеры с получасовым отстоем и сменой номера поезда в Окуловке.

Выезд обратно: 18.30 последний автобус Кленино – Малая Вишера. 21.40. п. N. 99 (СПб – Москва). Прибытие в 4.15.

Наши экипажи:

  1. Шараповы: Люда, Саша и собака Роджер на “GreanPeace”;
  2. Кузнецовы: Лена и Саша на “Киржаче”;
  3. Тома и Игорь;
  4. Наташа, Леша и Гоша;
  5. Света и Антон на “Шигелле”.
Все лодки – “Таймень-2”.

Дневник Алексея Лапина с дополнениями Натальи Мологиной:

29 апреля, на борту электрички Бологое – Окуловка.

Вчера в Петровско – Разумовском сели на электричку в 21.40. и через 15 минут прибыли на Ленинградский вокзал. На вокзале уже поставили турникеты не только на вход, но и на выход. Я с рюкзаком врезался с непривычки в стеклянные дверцы турникета, но они не открылись и не сломались. Пришлось доставать билет и вставлять в щель. Раза с третьего загорелась зеленая лампочка и дверцы открылись сами собой.

На месте встречи еще никого нет. Наташа стоит около электрички с пеналом и упаковкой. Дождался Шараповых и пошел за Наташей и вещами. (Наш новый пенал от “Erebus” теперь можно поручить нести женщине, вес 11 кг. и 2 удобные лямки.) Вошел в пригородную зону вокзала по обратному билету и подобрал Наташу. Мой билет для выхода второй раз уже не действителен. (Засвечен, как сказал контролер.) Но он меня все равно впустил. Наташин билет то же не хотел срабатывать и контролерша стала говорить, что он вчерашний, она не знала какое сегодня число. В результате всех пропустили. Надо сказать, что билеты в походе подмокли, все надписи исчезли и пришлось на обратную дорогу покупать новые, провожающих с вещами пустили так.

Уселись в мурманский поезд. Доехали до Бологое. На соседнем пути стоит электричка, как выяснилось – наша. Билеты продает кондуктор. (По 15 руб. до Окуловки).

Часов в шесть над озером Бологое появились красное, тусклое солнце, повисело над горизонтом и скрылось в облаках, которые закрыли все небо. Места вдоль дороги очень красивые. Лесистые холмы проступают сквозь дымку. На откосах трава уже густая и зеленая. Реки текут в песчаных берегах. Жаль, что пассажиры “Красных стрел” не видят этих красот. На ст. Березайка вышло много байдарочников, у реки их тоже экипажей 15. Стоянка в Угловке около 15 минут.

В Окуловке почти все вышли погулять на платформу. Электричка закрыла двери и резво поехала вперед. Остались в вагоне Игорь, Тома и я.

Тома: “А где же все и куда это мы поехали?”
Мы с Игорем:
“Все на платформе, а поехали мы наверное дальше.”
Тома:
“А обратно? А народ?”
Мы:
“Ничего, через 2 часа следующая электричка.”

Но все обошлось. Электричка вернулась в Окуловку, правда на другую платформу. В Окуловке купили билеты (по 20 руб.) В 8.58. отправились дальше. Солнце светит, облаков мало. Около 10 часов приехали. Спуск к воде по тропе вперед слева от путей.

Из под железной дороги река вытекает через гранитный тоннель, построенный в 1881 году. Величественное сооружение. Внутри течение не сильное и ровное. Плавали туда на байде. С верха насыпи – отличный вид на окрестности и долину Веребье.

Н. М. Внутри тоннеля – пешеходная галерея. Доски настила с восточной стороны, не закрытые тоннелем – совсем гнилые. выходитьна эту сторону опасно. На каменном своде над водой – сталактиты (над галереей все обломаны).

У пл. 203 км есть родник, довольно облагороженный (гранитный портал, деревянные тротуар и лестница), около 100 метров от платформы, левее тропы. По уверениям местных жителей вода минеральная и чуть ли не целебная.

29 августа. 20.00. Наша первая стоянка. Дождь.

Вышли со стапеля в два часа.

Почти сразу начались перекаты. Расход воды не более 3 куб. м. в секунду. Проход почти везде одним гребцом. Препятствия состоят из округлых каменных “ядер”, они располагаются грядами. Плесы обычно метров по 100. Посылать матросов берегом народу не хотелось, поэтому капитаны проводились с выпрыгиванием в воду. За день прошли всего километра 3, не дошли до моста в Запольке.

У нас новая пластиковая шкура. После прихода на стоянку стали ее осматривать. Нашли протертую до корда линию и сквозной прокол.

Река сегодня весь день шириной около 10 метров. Заводи очень редки. Это даже похоже на канал. Река течет в овраге со склонами метров по 30. Местность поросла смешанным лесом.

На стоянке много плавника – хорошее подспорье для “таежника”.

В течении дня периодически шли дожди, впрочем короткие и слабые.

Сегодня наблюдалось редкое явление природы: ужин состоялся засветло.

Н. М. Горелая поляна, на которой собирались вставать (встали на 100 метров ниже) поросла папоротником Страусник (Страусопер обыкновенный – Matteucia Strauthiopteris). На поляне торчали коричневые спорофилы (листья со спорами), прошлогодние. Глаза у меня, конечно, разгорелись и кинулась я заготавливать эти самые спорофилы (их используют в букетах, да и споры можно попытаться посалить). Впоследствии оказалось, что папоротника этого по берегам на песочке – видимо – невидимо. Как мы везли, паковали, подмачивали, сушили и перепаковывали эти “перья” - отдельная песня.

На косогоре – красные бокаловидные грибы и цветы растения Петров Крест (Lathraea Squamaria).

30 апреля. Небо совершенно чистое.

Общий подъем в 10 часов.

После завтрака пришлось все таки перебрать лодку. При помощи Саши К. и Шарапова вновь вставили штевни в шкуру без перекоса. Все состыковалось гораздо легче, чем в первый раз. Протекторы легли по стрингерам. Фальшборт тянули стропой и застегнули довольно быстро (ну еще бы, тянули втроем). Теперь я смогу поставить обвязку, правда оказалось, что короткие хомуты плохо держатся на шкуре без красных железок. (Слетают, когда тянешь вверх.)

13.00. Вышли. Характер реки - как вчера. Часто впадающие ручьи образуют водопады. Вода прибавляется очень медленно.

Пришли в деревню Заполёк. Под старым деревянным мостом грандиозный завал из бревен и камней. Слева захламленный проход. Пришлось передвинуть и распилить несколько бревен, потом провели лодки.

Метров через 300 остатки плотины с метровым перепадом. Сначала хотели обносится. но Саша Кузнецов залез в воду и нашел в середине довольно глубокое место. Провелись и пошли дальше по шиверам.

Воды все-таки немного побольше, чем вчера и берега замелькали быстрее.

Вскоре увидели впереди стройплощадку. Строят огромный железнодорожный мост через Веребью у деревни Лескуново.

При строительстве железной дороги, с помощью технических средств того времени, оказалось невозможно ликвидировать крутой подъем и последующий уклон в районе станции Веребье. Пассажирские составы проходили этот перевал, а грузовые приходилось расцеплять и частями перетаскивать через непреодолимое место. С 1881 года поезда стали следовать по обходу, и расстояние между двумя столицами увеличилось на четыре с половиной версты. Теперь, еще через 120 лет, трасса возвращается на свое прежнее место. Главным объектом большой реконструкции станет 550-метровый железнодорожный мост, который перекроет всю Веребьинскую низину. На десяти мощных монолитных железобетонных опорах установят девять металлических пролетов. Старый же 22-километровый обходной участок пути прекратит свое существование.
«
Магистраль» от 19.03.2001 г.

Конечно, тут завал из спиленных деревьев. Его пришлось обносить, (правый берег) за плесом - снова остатки плотины (проводка у левого берега). Вещи грузили ниже – перед бродом.

Мост строят даже в праздник и по-ночам. Мы видели, как краном ставили пролет. 2 насоса с длинными хоботами подают бетон на верх опор. Как забивают сваи было слышно еще со стоянки, а шум моторов мы потом слышали и на следующей (В полночь!).

Вскоре устроили перекус (с 18 до 19 часов). Решили идти до упора, поскольку сильно отстаем от графика.

Примерно через 20 минут добрались до третьей плотины. Проводка по центру. За маленьким плесом – еще проводка. В 21 час деревня Заборовье с деревянным мостом. Проход узкий, но чистый.

Сразу после устья Торботки мощный перекат. Воды стало заметно больше.

В 22 часа встали на правом берегу. Поужинали и немного попели. На завтра Шарапов объявил ранний подъем. Посмотрим – посмотрим.

1 мая. Все перекаты, да перекаты.

Подъем оказался не ранним. Ну и слава богу.

Весь день сегодня идем через перекаты. Приходится часто вылезать в воду для снятия с камней. Препятствия состоят из метровых валунов. Попадаются здоровые камни, торчащие посреди реки.

Примерно в 2 часа Игорь получил 30-сантиметровую пробоину. Остановились заклеится. Заодно и перекусили. (Левый берег, ниже деревни Виниха).

Н. М. В речке у впадения в нее ручья видели миног. Довольно забавные существа (сантиметров 10 длинной), немного напоминающие угря. На прошлый май на р. Тьме их было тьма-тьмущая. Они держаться у дна головой вниз, при опасности ловко зарываются в песок. Из живности еще попадались на глаза пиявки.

А. Л. Только вышли – мы налетели на камень и пробили поперечную дыру сантиметра в 4 у третьего шпангоута. Я заткнул ее ногой (хорошо, что не попалось еще одного камня, а то и без пальцев остаться можно). В конце шиверы выбросились на пляжик. Пластиковую шкуру можно заклеивать скотчем. Я его вчера метра 2 извел на всякие потертости. Заклеил дыру с обоих сторон. На все мероприятие ушло минут 10. Вещи не выгружали, оставшуюся воду вычерпали губкой. Антон сказал, что ему нравится такая технология.

Прошли наплавной мост. Для открытия прохода достаточно потянуть за трос на левом берегу. Словоохотливый дачник рассказал, как они всей деревней тащили этот мост против течения весной, когда его унесло.

Около 19 часов вошли в Волму. Перед впадением Веребушки на Волме мелкая широкая шивера, скорее всего проводная. Дальше еще одна, потом еще. Прошли кое-как. Ширина реки – метров 50.

Перед устьем остатки плотины. Перепад около 70 см. Шарапов рвал тельняшку на груди и хотел прыгнуть по центру, где струя посильнее и бочка побольше. Убедили его сначала провести лодку для страховки с низу. В результате провели все лодки, видно наш адмирал поостыл в волменской водичке или жена повлияла – не знаю.

Н. М. На самом деле мы с Людой (женой) убедили его, что технической сложности и интереса в этом прыжке нет, а если он напорется на гвоздь (как предупреждали аборигены) или на камень, то чиниться будет очень противно. да и дело к вечеру (вернее к ночи).

А. Л. Одна байда, которую притормозили в сливе – застряла в бочке. Отталкивали ее веслом. Хорошо от берега близко. Все равно успело наплескать порядочно воды. Случай совсем как в прошлом году на Шуе в пороге “Директор” с командорской байдаркой.

После плотины препятствий на маршруте уже нет. Вошли в Мсту и почти сразу встали на левом берегу напротив Хмелевки (около 22 часов). Ширина – метров 150.

2 мая. С утра дождь, потом просто ветер (естественно в морду).

Мы сегодня дежурим. Под дождем я с Гошей разжигали костер в течение часа - безрезультатно. Наконец дождь кончился, за то вылез Шарапов и срубил хорошую сухостоину. Быстро приготовили завтрак.

Н. М. На последней стоянке приблудилась к нам собачка – симпатичная дворняга, молодая, с ошейником. Бежала за нами по берегу, а потом даже переплыла Мсту. Едва смогли убедить ее, что в Москву мы ее не возьмем.

А. Л. По Мсте до Кленино дошли за 20 минут. Автобусы до Малой Вишеры в 9.00, 15.30, 18.30. Мы уехали на последнем (200 руб. за всех). Остановка в конце деревни. Народу в автобусах мало. В 19.30 были на месте. Автобус спешит к последней питерской электричке.

Купили билеты на поезд, отправлением в 21.40, прибытие в 4.17. За помощь в погрузке ОТДЕЛЬНОЕ СПАСИБО ребятам из московской группы, прошедшим маршрут по Керести. (Вход по речке Горенке.)


Веребушка 2001.
Технический дневник Антона Антопольского.

29.04 - 02.05.
29.04

Выехали из Москвы поездом N 16 Москва - Мурманск до Бологого (официально отправление 0-09, на самом деле отошел минут на 10 позже). Подали поезд перед самым отправлением, пришлось бежать кросс с байдарками.

Прибыли в Бологое около 4 ч. утра, пересадка на э/поезд до Окуловки. Билеты брать на вокзале не стали - очередь была часа на три-четыре. Билеты продали прямо в салоне, 50 р. за 10 человек (несколько льготников).

При отправлении электрички объявили, что она идет сначала до Окуловки, затем до М. Вишеры. На мелких полустанках остановка по требованию.

Доехали до пл. 203 км. (следующая после пл. Оксочи, на карте не обозначена, на ж/д схеме указана). Выгрузились около 10 утра.

По левой стороне ж/д полотна (вперед по ходу поезда) к реке идет вполне приличная тропа. Были слухи, что придется спускаться к воде по какому-то немыслимому склону - к счастью, не оправдались. От платформы до реки не более 500 м. Поляна для стапеля у ж/д моста через Веребью, большая, удобная, несколько загажена, среди прочего - битым стеклом. около. 100 м. от ж/д платформы (влево от тропы) оборудованный родник.

Сборка, завтрак, погрузка - вышли около. 15 ч.

За первым же поворотом - первое препятствие: мель, и над ней нависшее дерево. Прошли в одиночку (кроме адмирала, который преодолевал “препятствие” полным экипажем).

Река мелкая, частые перекаты, завалы. Технически сложных препятствий нет, но приходится проводиться через мели.

После 2-х часов хода встали на ПБ на дальнем краю большой выжженной поляны. Стоянка хорошая, подход к воде плохой, из топлива в основном осина.

30.04

В районе д. Заполек - обломки моста и большой завал. Пропилили проход, проводка бечевой.

В р-не д. Лескуново - большая стройка. Вероятно, спрямляют железную дорогу. Перед стройкой непроходимый завал, над ним мост. Далее два небольших порожка, между ними автомобильный мост. Часть группы обнесла препятствие целиком: выгрузка на ПБ, пешком через стройку, через мост, загрузка на ЛБ. Всего около. 500 м. Можно (хотя и неудобно) поставить лодки на воду сразу за завалом, и дальше частично пройти, частично провести бечевой до места погрузки.

Далее - 2-х ступенчатый порог, высота 1-й ступени - около. 1 метра [на фотографии], 2-й ступени - 0,3-0,5 м. Обнос по ЛБ затруднен топким песчаным берегом. Через 1-ю ступень байды переносили на руках вчетвером, 2-я ступень - несложная проводка.

Дошли до д. Заборовье (ориентир - мост), встали в нескольких км. ниже.

Общее ходовое время 2-го дня - около 9 часов вместе с перекусом.

Река на верхнем участке мелкая, много перекатов, часто требуется проводка. Технически особых сложностей нет, но рулевым желательно иметь некоторый опыт.

01.05

Уровень воды в реке заметно прибавляется после впадения Торбытны и мелких притоков; и постепенно нарастает в течение дня.

Ниже Заборовья мелей мало, препятствия шиверного типа. Изредка - небольшие сливы. Течение быстрое. Плесов практически нет.

От стоянки в нескольких км. ниже Заборовья до д. Подсеки 3-4 часа безаварийного хода.

Перед д. Подсеки порвались, устроили длинный привал с перекусом и расслабоном.

Далее до устья Веребушки продолжается шивера с постепенно усиливающейся струей.

После впадения в Волму река резко расширяется и мелеет. Перекаты, течение быстрое. В нескольких местах необходима проводка.

В 1 км. выше устья Волмы - плотина. Перепад воды 0,3-0,5 м. Долго спорили, попытаться ее пройти или нет, но, учитывая цейтнот, провелись бечевой. 4 судна прошли чисто, 5-ю заклинило в сливе и залило водой. Для чистого прохождения необходимо отвести байду двумя шестами примерно на 2-3 м. от берега.

Впали в Мсту около 21-30, прошли д. Хмелевка на ПБ, встали за деревней на левом.

02.05

Дождь, подъем поздний.

Менее чем за 1 час дошли до д. Кленино.

Автобусная остановка у нижнего (по течению) края деревни, от воды до остановки 200-300 м. Автобусы ходят около 15 и 18 часов. Мы были на месте заранее, выезжать в 15 ч. сочли нецелесообразным, т.к. решили, что на очередь [электричек] до Москвы все равно не успеваем, но подошли к остановке в три часа и договорились с шофером.

18-ти часовым автобусом примерно за 1 час доехали до М. Вишеры. Остановка от железной дороги метров 200. Вокзал на ремонте. Выехали поездом С.-Петербург - Москва в 22-35, в Москве в 4-30.

Резюме:

Веребушка представляет собой хороший тренировочный вариант перед походом 3 к/с. Маршрут проходим за 3 ходовых дня. Старт и финиш достаточно удобные, особенно если пересаживаться в электричку не в Бологом, а в Окуловке или в М. Вишере, т.е. если по дороге дадут выспаться.

Снаряжение:

Особой необходимости в фартуках на Веребушке нет, т.к. стояков выше 0,3 м. нет нигде.

Качественные протекторы, обвязка, чалки (носовая и кормовая на каждом судне) на Веребушке безусловно необходимы.

Спасательный конец, спасжилеты, каски в группе были, но ни разу не использовались. На стартовом участке они не нужны, на второй половине маршрута (у нас - 3-й ходовой день), на быстрой, глубокой воде они могут оказаться полезны.

Hosted by uCoz