Шуя Северная (Беломорская)

Как мы шли по Северной Шуе:

Маршрут мы проходили при низкой воде с 15 июля 2000 года. Все лодки – “Таймень-2”.

Вот так мы и шли почти всю Шую...

Старт

Мурманский поезд приходит в Сосновец около полуночи. Выгрузились без проблем на левую сторону. Как позже выяснилось, местный вокзал – самое комариное место на всем маршруте. Комары наглые и мясистые так и одолевают.

На правой стороне невдалеке проходит Беломорканал, это бывшая река Выг. На острове напротив вокзала находятся знаменитые Беломорские Петроглифы – наскальные рисунки неолита. Остров перегорожен плотиной. Над рисунками построен павильон.

На вокзале всех туристов встречает мужик и предлагает машины. Он единственные местный автомеханик и поэтому ему подчиняются все шоферы. Тариф до Шуеозера - 100 руб. с человека.

Доехали до озера, вылезли раньше деревни, водитель знает куда лучше везти туристов – ему вполне можно доверить выбор места. От воды до дороги метров 200, тропа, полянка, хороший подход к воде.

К утру собрались и, позавтракав, собрались в путь. Напротив стапеля - большой остров с рощами и покосами. Пролив мелкий и с хорошим дном. Можно долго идти и все по колено.

Выход задержала гроза, мы предпочли переждать ее сидя в байдарке под берегом. Туча прошла, сразу стало солнечно и жарко. Двигались мимо островов, потом узким заливом к истоку Шуи. Регулярно нас накрывало грозой, прятались у островов. Правее истока сделали перекус, место довольно замусоренное, не хотелось здесь вставать. (Кстати, вполне можно было встать на островах.)

К Верхнему Кипозеру

В нашем описании четко написано “От истока Шуи до Верхнего Кипозера стоянок нет”. Ну конечно, это преувеличение, кое-где встать вполне можно, особенно если всю ночь не спал, а собирал байдарку, потом лопатил несколько часов. Только разве остановишь команду, которой сказали – “Идите туда!”. Поздним вечером мы и встали на острове этого самого озера.

На реке на всем пути препятствий нет, кроме проводки деревянного мостика и плавучих островов, перекрывающих русло через час движения по реке.

Эти острова мы расталкивали веслами, с байдарок и с самих островов. Они состоят из травы и на них можно стоять. Площадь от 1 кв. м. до 10-15. Ориентир – небольшое озерцо, острова на правом повороте. Замечательное развлечение для хорошей погоды.

Наконец дневка. Ходили на байдарках смотреть “Бараньи лбы”. На нашем острове сложены грядами камни. На первый взгляд похоже на оборонительные сооружения, но подумали и решили, что это крестьяне очищали свои поля.

Первые пороги

Второй ходовой день. Сегодня будем обивать пороги. Первый – “Бутылочное горло”. Воды в реке очень мало. Меня не оставляет впечатление, что все это – недоделанный аттракцион, для которого воды пожалели. Ни кильнуться, ни утонуть – негде. Ширина реки в порогах повсюду 2 – 3 метра.

Встали за левым поворотом, на каменном монолите высотой метров 7, шириной (вдоль реки) метров 10 и длиной метров 40. На правом берегу - то же самое. Палатки подпирали камнями. Лес вокруг довольно мокрый. Мох. Следы лосей.
Красивая стоянка.

Особенно запомнились пороги:

“Директор”. Воды мало и она течет только у левого берега. Проводка пустой лодки на чалке. Справа плита, на которой можно устроить перекус. На правом берегу нормальная стоянка. Света, которая раньше была в верховьях Южной Шуи в организованном походе, говорит, что там было очень похожее место, только более водянистое.

У командорской байдарки чалка оказалась короткой, он ее остановил как раз в бочке. Вода хлещет внутрь. Байда в бочке застряла. Я как раз наблюдал за проводкой с берега, прыгнул в воду, оттолкнул байду из бочки. Обратно плыл с чалкой. Все равно наплескало ведра 2 воды. Отличный повод искупаться. В такую холодную воду без повода не полезешь.

“Слива”. Вскоре после “Директора”. Очень похож на него. Я там ходил босиком по камням, поскользнулся и свалился довольно свысока. Хорошо, что был в каске и спасжилете.

“Банзай”. Первый действительно интересный порог. Правый берег - скала 3 – 4 метра высотой, левый – низкий. В скале карманы с отрицательным уклоном (их 2). Струя - как раз туда. В нашу низкую воду это не страшно: тюкаешься каской по камню и все. Командор стоял слева и указывал веслом не видимый с воды камень. Проходится здорово. (Действительно “Банзай” - как написано в одном описании.) Длина 50 метров.

На распутье

Порог “Белая лошадь” находится в левой протоке. В правой протоке – водопад. Мы решили встать у порога, чтобы совместить стоянку и обнос. У реки есть таблички с надписями “Порог” и “Водопад”. Мы встали у водопада. Обнос метров 400. Вокруг стоят несколько групп.

Ходили смотреть на “Лошадь”: каньон длиной метров 400, высота берегов 3 – 5 метров. Несколько поворотов. Камни в струе. Вторая протока - водопад метра 2. Сильно захламлен камнями. На острове есть ручей, текущий между черных камней. Пройти по ним (пешком) интересно и экзотично. Чуть ниже - шоссейный мост, около которого финишировало множество групп на катамаранах. После моста небольшой перерыв в шивере, из которой состоит вся река ниже Кипозера.

Другие пороги

“Сосновый” имеет перепад 8 метров на 100 метров длины. Знатоки различают 4 ступени, на самом деле это довольно условно. Мы обносились по правому берегу. Вокруг много туристов, загорают, купаются, отдыхают.

“Московский” это камень, который лежит как кит в реке, вода через него течет ровно, но слоем в 5 сантиметров. Перепад метра 3. Каяки здесь проходили, а мы дневали на левом берегу и обносили. После порога длинная шивера из крупных камней. Мы по ней гуляли пешком.

“Предбанник” промахнули, почти не заметив.

“Пуло” Водопад 3 метровой высоты в левой протоке. В правой воды мало. Дно каменистое. Большие камни образуют ванны с прогреваемой солнцем водой. На левом берегу – стоянка.

На берегу попадаются мелкие гранаты. Мы не смогли удержаться от “золотой лихорадки”. По правому берегу, судя по карте, проходит лесная дорога, на местности она почти не заметна. Мы ходили но ней гулять. В лесу, у дороги стоят несколько избушек.

По берегам часто попадаются головы съеденных кем-то щук. Здесь до наших рыбаков наконец дошло, что надо ловить на удочку, а не на спиннинг. (Им же еще на старте говорили.) Как позже выяснилось, на море надо ловить методом “Вертикального спиннингования”. (Не знаю, как это.)

Привет с “Большого Падуна”

Порог похож на водяную лестницу в Петергофе. Не хватает только Самсона со львом. На 3 метра реки – 3 метра падения. Обнос вместе с входной/выходной шиверами – метров 500. Интереснее пройти шиверы и обнести только слив по плитам правого берега (метров 30). Погрузку зачаленной байдарки с “набережной” удобно проводить лежа прямо на плите, руки как раз достают до кильсона. Здесь хорошо устроить перекус.

Порог “Зигзаг”

Действительно изогнут зигзагом. Первая часть проходится вдвоем, потом надо высадить матроса. Хорошо, если при этом нос байдарки поймают страхующие (штевень-то не казенный). Затем проход над большим обливняком, вновь посадить матроса и далее вдоль стенки правого берега. Главное в нее не въехать – поворот крутой. На левом берегу отличная площадка для съемки и перекуса. За порогом стоянка.

Шуерецкое

Сначала в русле начинают попадаться гряды камней явно искусственного происхождения. Деревне уже 500 лет. У местных преобразователей природы было время. Потом на берегу видишь заброшенные недостроенные цеха. затем железнодорожный мост. Ещё ниже развалины какого-то кирпичного поселка. И вот наконец оно - Шуерецкое. Из первого же дома предлагают купить молока. У пристаней стоят моторки. На улицах видны фонари. Цивилизация.

В деревне расположен “Морской” порог. Он тоже здорово переделан. Повсюду стоят сетки и сеточки. Пройти в общем-то негде, а проводка весьма пагубно сказалась на наших шкурах и каркасах. Если предполагается выезд – разбираться надо перед порогом. Станция совсем близко.

Ниже порога – старинный деревянный мост. Гнилой настил на нем - в половину ширины моста. Рядом клуб и памятник погибшим односельчанам. Тротуары деревянные, но большей частью не дощатые, а из старых шпал. Есть несколько 2-этажных деревянных домов на несколько квартир. А рябины растут в огородах вместо яблонь.

Местный мальчишка присоседился к нашему перекусу и рассказал, что он дачник из Архангельска.

Ниже порога в прилив вода соленая, причем народ ходит на реку за водой, водопровода мы не обнаружили. Наконец кончился моросящий дождь, который начался на Б. Падуне, сутки назад.

Прямо по курсу – Белое море

У нас есть еще несколько дней и мы решаем спуститься к морю. На станции нам заранее продали билеты до Москвы. Попутно зашли в магазин за всякими лакомствами, по которым стосковалась душа.

В 18 часов пошли против прилива вниз по реке. Приливное течение довольно заметное. Самое сильное в устье реки. Навстречу дед на лодке под парусом везет сено, просит закурить, но у нас нет.

Часа через полтора вышли в море. По пути все время пробовали воду на вкус, соленость росла постепенно.

Идем по морю. В приливе из под воды густо торчат голубые цветы и стрелки подорожника, чудно. Напротив лежит огромный Шуйостров. На горизонте видны несколько яхтенных парусов. Идем вдоль левого берега, до первых островов. На острове красота: елки, мох, брусника, грибы. Нет только воды. Решаем идти дальше и встаем на материке. В канаве находится пресная вода. Обозначенные на карте ручьи – сухи как Сахара зимой. Море быстро отступает. По соленому болоту до него не дойти даже в сапогах. Стоянка тоже поросла вся мхом. Много сухих дров. Морошка созрела.

На соседней стоянке стоят туристы с катамараном и каяками. У них выход к морю есть круглосуточно, у нас только по 2-3 часа утром и вечером. Пик в 11 часов.

Пешком

На следующий день идем гулять по берегу. В лесу много черники. Неподалеку среди леса возвышается каменный вал метров 10 высотой и 30 на 50 в плане. Набрали там на сувениры белого кварца с гранатами и слюдой. Встретили гадюку.

За мысом вышли вновь на берег. Ветер заставил всех надеть капюшоны. Дно на отливе песчаное, не топкое. Его интересно изучать в сапогах. Видели водоросли Фукус с воздушными пузырьками в листьях, морскую капусту, мелких креветок, морских желудей, каких-то рыбок, медуз.

В одном месте к морю выходит груда гранитных монолитов. На поверхности камней красный “загар”. Красивое место. Клюква растет прямо у моря.

Снова в реку

Ну вот и пора. С вечерним приливом снимаемся. Идем снова против течения. Море гладкое как зеркало. Поднимаемся по Шуе до впадающего слева ручья. Здесь будем коротать ночь. Разобрали каны и пошли в разные стороны за пресной водой. Воду нашел командор, поднявшись по ручью выше моста железной дороги. В лесу множество тропинок. Часто попадаются рощицы стройных можжевельников. Поминутно проверяем байды, чтобы не сели на мель.

Светает, сильный туман. Плывем прямо в него. Видимость метров 10. Только река и туман. Красотища. Мы идем первыми и на воде ни морщинки.

В деревне, при подходе к мосту с трудом выгребаем против течения, в узком месте почти перекат. Плес под мостом – сплошная мель. Высаживаемся на берег.

Домой

Когда сворачиваю шкуру – замечаю, что она покрыта слоем льда. Неверующим сую под нос образцы. Но поднимается из тумана солнце и становится жарко. Наш поезд около 10 утра. Последний вагон. Проводник спит. Шарапов сгоряча взобрался по ступенькам к двери вагона с упаковкой на плечах и колотит в нее ногами и кулаками. Чем держится непонятно.

Наконец сели. Скоро снова Москва, работа и прочая настоящая жизнь. Будем вспоминать пройденные реки и мечтать о новых.

Алексей Лапин. Май 2001 года.

Дополнения и впечатления Натальи Мологиной

1. Насчет расстояния до наскальных рисунков есть разные мнения, местный сказал, что до них километров 10 и сами мы их не пошли искать (в ночи-то).

2. На вокзале было несколько групп туристов и по меньшей мере три конкурирующих “транспортных фирмы”. У нас был выбор, ехать на маленькой машине в несколько приемов, в кунге (залезать через люк, чуть ли не на четвереньках, причем еще с одной группой. идущей на Охту) или ждать грузовик, повезших более расторопных (или везучих) туристов.

Мы выбрали ожидание и 2 – 3 часа кормили комаров под байки автомеханика (он, кстати чуть не подрался с водителем кунга, переманивавшего нас, сбивая цену). Ехать не так уж далеко, но дорога не везде хороша, да локоть друга, да байдарки с рюкзаками в ногах. А надо вам сказать, в поезде было жарко и душно, курица, съеденная на ужин, уже задумывалась о своей свежести, на станции было холодно так, что к месту сбора байдарок (я во всяком случае) жизнью была изрядно утомлена.

3. На Шуеозере растет множество разнообразных берез (с красной корой, желтой и др.)

На перекусе видели здоровенную жабу (Жаба обыкновенная Bufo Bufo).

4. Плавучие острова – очень забавное место, никто из нас не видел ничего подобного, да и прочтя несколько описаний, мы представляли себе это явление совершенно превратно. Плывешь по довольно широкой реке и вдруг, после поворота, она заканчивается веселым зеленым лужком, на котором конечно, есть проплешины воды, и маленькие протоки, но нет ощущения, что байдарка может в них пролезть. Попробовали, оказалось, что острова отталкиваются веслом (причем на них можно вылезать, что сильно облегчает процесс. Саша Л. даже покатался на таком острове, как на плоту. Глубина под этими сооружениями приличная, весло до дна не достает.

По берегам реки в болотистых местах растет пушица (Eriophorum sp.)

5. В первый же день я разыскала себе развлечение на весь поход – оторвала кусок мха с растущими на нем росянками (Drosera rotunolibolia). У меня уже была неудачная попытка вырастить дикую росянку (с реки Ваймуга) в комнате, в этот раз была надежда акклиматизировать ее на даче у прудика. Пока плыли по реке все было нормально (хотя жизнь у растения с обносами, погрузками – разгрузками и была нелегкая). За 2 дня на море росянке резко поплохело, видимо из-за смены воды. (Надо было взять из родной реки.) Росянки дотянули до дачи, и даже до осени, некоторые экземпляры. Но к весне вымерзли все.

6. К “Бараньим лбам” сплавать стоит. Во-первых – посмотреть озеро, на котором стоишь, а то вход, выход и стоянка – практически одно и то же место, а все озеро за островом.. Во-вторых сами “Лбы” место интересное: на камнях множество разноцветных лишайников и камни расколоты на большие плоские плиты довольно необычного вида.

Похолодало, а вода в озере была весьма теплая. Это было единственное место, где почти все искупались, причем по доброй воле.

7. На “Бутылочном горле” устроили перекус. Берега крутые, так что примостится смогли только на самой вершине откоса, там кострище, в сосну воткнуто довольно много дощечек с названиями городов и датами.

8. В следующий раз собирались стоять на “Ведьмином ущелье”, но проскочили его, не заметив. Стояли на высоком обрывистом берегу, на месте бывшей вырубки и гари. Немного не дошли до приличной стоянки у порога “Директор”. На стоянке видели гадюку. Люда (которая как раз была дежурной) испугалась больше всех (ее уже кусала гадюка) и кашеварила с большой опаской.

9. На “Директоре” сняли маленький камушек со стекающей водой (сантиметров 10 – 15), зато крупно. Именно это сторонние зрители считали самым опасным порогом Шуи.

Когда хлестало в командорскую байдарку, никто не заснял. Потом сторожила – сторожила, но зря – остальные провели чисто.

10. На “Сливе” из-за мелкой воды байдарки вручную заносили в середину порога, сажали капитана и отпускали на волю.

11. На “Банзае” при просмотре глядишь с довольно редкого ракурса – прямо сверху, да еще и с высоты отвесных камней. Впечатление производит жутковатое, а при проходе – все просто (при нашей низкой воде). Скорость приличная. а технически только зайти точно, а дальше – само прокатит.

12. В “Московском” прямо по центру торчит здоровенный зуб. Наши видели, как надувнушка на него напоролась, но ничего, спрыгнули.

13. На “Морском” сильно продрались (на проводке-то!!!), в байдарку набирается вода. Гребем изо всех сил, но с трудом догоняем народ.

14. У моря масса всякой интересной растительности. Глазки, конечно разгорелись. набрала семян и черенков. В лесу много черники. Это сильно осложняет жизнь. Не возможно никуда дойти. Черника крупная, почти как вишня, и много.

Наши экипажи:

“Ундоша”. Леша и Наташа;
“Шигелла”. Антон и Света;
“Гринпис”. Саша и Люда Шараповы;
Командорский экипаж. Два Володи;
“Киржач”. Саша и Лена Кузнецовы.

Hosted by uCoz