Вёсла с уключинами всегда однолопастные. Они используются парами, по одному с каждого борта и называются распашными.
Вёсла без уключин могут быть как однолопастными, так и двухлопастными. Каждой лопастью двухлопастного весла гребут со своего борта судна (катамаран, каноэ). Однолопастное весло может перекидываться с борта на борт (каяк). Если гребцы с такими вёслами располагаются на судне парами, перекидывать вёсла нет необходимости (гребной катамаран).
При гребле лопасти давят на воду. В результате возникает сила реакции, противоположная по направлению гребку. Эта сила приложена к корпусу судна через уключины или тело гребца и вызывает движение судна.
Вёсла – древнейший движитель. История их изобретения теряется в веках. В неолите уже существовали весла из дерева и кости. Античные гребные суда были оснащены вёслами длиной более 10 метров, за каждым из них трудилось несколько гребцов.
В настоящее время вёсла используются в качестве основного движителя на прогулочных лодках, спортивных и туристических судах. В качестве вспомогательного движителя вёсла используются на различных типах маломерных судов.
Весло характеризуются длинной, количеством и площадью лопастей, наличием уключины, весом и запасом прочности. Для различных видов судов выпускаются вёсла разной конструкции.
Лодка с распашными вёслами. Фото Михаила Архипова.
Литература: