Сайт переехал на a-lapin.ru

Река Сить (Вологодская область)
Не путать с одноимённой рекой в Ярославской области
пос. Кадниковский - г. Харовск (около 50 км)
июнь 2008 г.

12 июня
Выходим из поезда на станции Кадниковский в 6:30 утра. На удивление тепло, пробивается солнце, хотя прогноз обещал чуть-ли не снег.

Машин, чтобы доехать до реки, нет. Улыбчивый местный житель посоветовал к 8 часам подходить к магазину в центре посёлка. Олег и Настя двинулись в ту сторону, однако быстро вернулись без машины, но с телефоном таксиста из неблизкой Пундуги (8-921-533-57-57. Юра).

Местная узкоколейка уже почти закрылась, лес не возят, ходит только пассажирский. А ещё несколько лет назад всё там двигалось и пыхтело. Но умер начальник дороги, и грузопоток перекинули на лесовозы. (А через год узкоколейка совсем закрылась...)

Машины мимо нас проезжают, но легковые полны народом, а грузовые и к ним примкнувшие спешат развезти продукты по магазинам. Ловим “Волгу”, водитель которой соглашается нас отвезти в 2 ходки. Едем к вокзалу. С удивлением обнаруживаем там только часть народа при одном рюкзаке, остальное уже отправилось машиной к реке. Набиваемся в “Волгу” и едем по дороге вдоль железки, первая пара километров выложена плитами, потом просто неплохая грунтовка.

Около 9 часов мы на месте. Судя по карте, в пределах километра находятся деревни Козлово и Олешково, но их не видно, машины не проезжают, из людей только трое мальчишек-рыбаков. Невдалеке расположена платформа 621 километр. К сожалению, первая электричка идёт раньше нашего поезда, а следующая только в 11 часов.

Стапель под мостом. Сить здесь образует несколько перекатов. Ширина реки - метров 15. Расход воды около 5 кубометров в секунду. Берега крутые, поросшие лесом. Вобщем - самый байдарочный размерчик

Собираемся, завтракаем и около 12 часов стартуем. Сначала Олег с Настей на Вуоксе-2, как самые мобильные и опытные. Потом мы с Наташей перегоняем до более тихого места Таймень Светы и Саши. Они в байдарке первый раз, им лучше начать со спокойной воды. Возвращаемся к своей Щуке-4, сажаем детей и занимаем место замыкающих колонны.

Сить с завидной регулярностью (несколько штук на километр) пересекает каменные гряды, перегораживающие всё русло строго поперёк. На остатки плотин это не похоже, скорее рыбацкие приспособления. Прохождение препятствий однотипное - найти главный слив и вписаться в него, не забывать про отдельные камни в русле. Категория препятствий - первая. Уровень воды сейчас довольно высокий, что позволяет идти практически не вылезая из лодки.

На каждом шагу встречаются погрызенные бобрами деревья. Но грызут они их очень деликатно, поперёк реки не бросают и плотин не строят.

У Светы с Сашей ещё не всё гладко, но постепенно они осваиваются, появляется первый навык, отрабатываются совместные действия, наконец они более-менее осваиваются в лодке. Гордость за первые успехи распирает их, байдарка садится на камень и киляется. Слегка охлаждённый экипаж выбирается на берег вместе с лодкой, полной воды. Хорошо, что вода и воздух довольно тёплые. Обед.

Подбадриваем молодёжь, готовим суп и ищем третий кан, в котором, был запас соли и много других нужных вещей. Кан находится к концу обеда на дне реки. Большая банка соли жива. Всеобщее ликование, несмотря на дождь.

Двигаемся дальше уже в начале шестого вечера. Наконец проходим мост у дер. Логиновская. Здесь река петляет, и тяжёлая Щука не вписывается в повороты и прикладывается бортами к травянистым берегам. От стапеля до моста около 6 километров. Оказывается мы очень медленно идём. Приходится страховать Таймень. А Саше в Таймене приходится отчёрпываться, каменные гряды не прошли даром…

За Логиновской начинается самый населённый участок реки. По обоим берегам несколько деревень. Ещё один мост на каменных опорах и с деревянными пролётами. Сразу за ним на правом берегу большой старинный дом какой-то усадьбы. По берегам множество бань и сараев. Только людей почему-то не видно.

В Сить впадает множество ручьёв. Постепенно река становится шире, глубже и спокойнее. Населёнка заканчивается. Впереди длинный участок безлюдного леса по обоим берегам. Встаём в самом его начале на обширной поляне правого берега. В изобилии имеются дрова. Есть кострище, трава не высокая. Зато в ней цветут жёлтые крупные купальницы и синие фиалки. Подход к воде пологий, но травянистый. Мысль поискать стоянку с пляжем - дружно отгоняем. Как выяснилось потом - это правильно, ни одного пляжа мы так и не видели.

Народ устал, после ужина все расползаются. Только под тентом остаётся висеть мокрая одежда. От реки поднимается туман, небо ясное. Несмотря на это ночь оказалась очень тёплой. Толком так и не стемнело, белая ночь с большой примесью жужжащих майских жуков.

13 июня
Просыпаюсь от стрёкота мотоцикла за рекой и жары в палатке. Небо совершенно чистое и полный штиль. От сохнущей одежды валит пар. Трава в росе, ботинки мгновенно промокают, зато комаров почти нет. Дети наблюдают появление стрекоз из личинок и гоняются за ящерицами. Впереди у нас самый глухой участок маршрута, 20 километров ни одной деревни. Настя находит застрявший в корягах плот и перелезает на него с байдарки. Сплавляется так некоторое время на зависть нашим детям. Потом мы видели рыбаков, дрейфующих на таком плоту со спиннингами. Они хвастаются здоровенной щукой.

По берегам постоянно встречаются отличные стоянки - большие поляны с ёлками по опушкам и нормальным подходом к воде. Каменные гряды в ненаселёнке не встречаются. Из препятствий - только участок серпантина с сильным течением. Нашу тяжёлую "четвёрку" на нём было трудно вписать в поворот. Устраиваем фотостоп, снимаем лиану с красивыми белыми цветами. Перекусываем на правом берегу под дождём. Потом снова выходит солнце.

Наконец видим впереди деревню Козлиха и мост. В населёнке снова попадаются каменные гряды. Между деревнями Асеиха и Конёво на правом берегу по карте привлекательный лес. На местности место довольно неприглядное - лиственный лес с плохими подходами к воде.

Решаем идти дальше, тем более что на завтра хочется оставить поменьше километров. Набегает туча, слышится гром, и нас накрывает ливнем с градом. Град на воде переживаем впервые, хорошо, что течение спокойное. Промокаем, несмотря на дождевики. Спящий в байдарке Андрей проснулся в луже и совсем уж собрался выйти вон. Удержали с трудом. Буйство стихии заканчивается так же неожиданно, как и началось. Снова солнце, тепло, подсыхаем. Ширина реки достигла метров 50. Гряды стали значительно массивнее, шум воды на них слышен издалека. Стоячие волны достигают высоты полуметра. Но тактика прохождения осталась прежней - попасть в треугольник и не наскочить на камень.

Миновали ещё пару деревень и встали на правом берегу ниже деревни Осипиха. Стоянка не очень, но привередничать не приходится, километров через 5 Сить впадёт в Кубену, а это конец маршрута. По противоположному берегу проходит шоссе, по нему довольно часто идут машины. Тот берег луговой, с живописными рощами и отдельными деревьями.

Ночью снова был туман.

14 июня. Солнечно весь день
Проснулся в полседьмого от криков каких-то птиц, наводящих на мысль о драке кукушек с лягушками. Нам сегодня надо идти как можно раньше, поэтому сразу начинаю готовить завтрак.

Выходим. На правом берегу попадается пара стоянок, весьма средние. Перед устьем Сить проходит через несколько каменистых гряд. Воды много и все камни глубоко. На стояках в лодки плещет вода.

До устья доходим без приключений. Впадаем вместе с Ситью в Кубену. Течение направо, а нам надо налево. Гребём вдоль берега метров 200. Выбиваемся из сил и “бросаем якорь” у деревни Тюшковская. Антистапель на большом лугу между рекой и деревней. Пакуемся и перетаскиваем вещи на край деревни, где проходит небольшая асфальтированная дорога. Рядом магазин. По словам местных жителей примерно в километре есть железнодорожная платформа. В сторону Харовска электричка проходит в 15:30, но мы на неё не успели.

Видимо имеет смысл финишировать на левом берегу Сити ниже дер. Осипиха. Здесь трасса проходит недалеко от берега. Есть возможность пригнать машину прямо на берег.

За машиной идём на трассу, сначала Олег, потом я. Машины попадаются только легковые, все загруженные. Наконец удаётся остановить “Жигули” и договорится рейса за 2-3 и 600 рублей доехать до вокзала (4 км). Времени до поезда остаётся только на покупку продуктов в дорогу. Прощай Вологодчина!


Белая ночь и солнечное утро

Обсудим в Живом Журнале!

Hosted by uCoz