Река Истра
В прошлый раз я ходил по Истре 16 лет назад. В мае 1991 года. Это был мой первый байдарочный поход. Спасибо Володьке, он меня приобщил к этому делу. Тогда мы шли на "Салюте" целых 3 дня, получили первую пробоину и чуть не кильнулись под нависшим деревом.
Год 2007. Купил детям мороженое. Электричка остановилась у какой-то станции, лениво смотрю на табличку "Истра". Так это же наша!!! Хватаем рюкзаки, детей, мороженое и галопом выбегаем из вагона прямо сквозь мороженщика.
От станции до реки по-прежнему метров 100 по ходу поезда. Под мостом собирается группа на трёх "Тайменях" и одиночка на надувной байдарке. Значит, Истра ещё не совсем умерла для сплава.
Главная цель нашей сегодняшней вылазки проверить в деле новую байдарку "Щука-4". Перед большим походом её надо обкатать, учесть возможные недоделки. Главная недоделка - руль. Мы уже спускали лодку на воду на пруду, прокатившись метров 300 и решили, что руль необходим. Иначе получается сплошная борьба с рысканьем.
Производитель по особому запросу прикладывает к лодке штангу для крепления рулевого устройство от "Тайменя". Это всего лишь кусок трубы, в котором надо просверлить отверстия для оси руля и прикрепить поперечину. Всё это я проделал за пару вечеров. Отмерять верёвку для штуртросов решил на месте.
Стапель занял около часа. Отличный показатель. Отплываем. Река течёт в высоких зелёных берегах. Через прозрачную воду видно песчаное дно. Глубины около метра. На маршруте особенно приятные места, где река подмывает высокий лесистый берег. Здесь течение усиливается, а деревья прикрывают реку от солнца.
Между Вельяминово и Трусово в прошлый раз мы обносили плотину. Перед походом я её рассматривал на старой фотографии. Все приметы, записанные в прошлый раз на месте. Только плотины нет. Промыло. На её месте крутой зигзаг и сбоку торчащие из воды балки. Ничего особенного.
Другое опасное место - под мостом большого железнодорожного кольца. Захламлённое кусками железобетона русло. Место и сейчас неприятное, но мы его успешно миновали вдоль левого берега.
На Истре очень много упавших в воду деревьев. Именно их ботаники называют Ива Ломкая. Вот они и ломаются, и прямо в воду, а ещё их на Истре бобры грызут, и прямо в воду… Местами остаётся проход всего несколько метров. В 91-м мы отвлеклись и влетели под такое дерево. Конечно нас тут же развернуло бортом к течению, а мы конечно начали отталкиваться от препятствия. Старина "Салют" прощает многие ошибки чайников, простил и нас, вынес.
Кроме бобров из местной фауны стоит отметить обгорелых купальщиков. В мае девяносто первого народ не лез в воду и не толпился на каждом шагу под лёгким снежком, а сейчас, при тридцати градусной жаре совсем ошалел. На машинах понаехали даже туда, где к воде надо пробираться по заросшему борщевиком и крапивой склону, а потом топать по илу. Особенно народу много в Районе Красновидово, где вдоль реки проходит шоссе.
С местом купания и перекуса нам повезло. Мы встали на левом берегу, где река намыла довольно большой пляж из замечательного, крупного песка. Подхода - подъезда со стороны берега нет, поэтому он совершенно безлюден. Такого места нам больше так и не попалось.
Завершили маршрут в районе села Лужки. Здесь справа, на крутом повороте, в Истру впадает холодный ручей. Он образует галечно-песчаную отмель. От воды ведёт крутая тропа. Наверху большой луг с машинами купальщиков. В 100 метрах проходит шоссе. С луга можно увидеть церковь в селе Лужки. 16 лет назад она лежала в руинах, своды были обрушены, и всё вокруг заросло бурьяном забвения. Сейчас с расстояния нескольких сот метров она смотрится вполне ухоженной.
Мы прошли 14-15 километров за 4,5 часа (включая перекус и мелкие остановки). Река понравилась. Опасения, что вся она застроена и приватизирована не подтвердились. Лёгкая байдарка, которую можно быстро собрать и разобрать даёт нам возможность возобновить водные походы выходного дня, которые были заброшены давным-давно именно из-за отсутствия у нас таких лодок.
Пройдя на запад по шоссе метров 400, мы добрались до автобусной остановки. Почти сразу остановили пустой автобус, едущий в парк. Большое спасибо водителю, который подвёз нас на трассу, где мы сразу пересели на рейсовый до Манихино. Таким образом, попали с реки на станцию примерно за полчаса.
27 мая 2007
Рулевое устройство. Если кто-то думает, что руль держит в руках капитан, или по крайней мере рулевой, то могу вас разочаровать, руль мокрый, холодный и находится за кормой, а рулевой держит штурвал. На байдарке всё ещё сложнее. Руль поворачивается при помощи штуртросов, которыми рулевой управляет педалями, естественно ногами. При прохождении порогов или проводке руль поднимают отдельным тросом, что бы его не заклинило между камнями. Проблемы, которые ещё надо устранить:
1. На "Щуке" нет педалей. Вместо них предлагается сделать стремена. Я их изготовил за пару минут из обрезков жёсткого шланга. Но шланги сбиваются и штуртросы больно давят на ноги. Лодка не слушается. 2. Штанга руля ползёт в сторону носа от давления на стремена. Поперечина изгибается, а стремена убегают от рулевого, повернуть руль становится невозможно. |
А ещё мы ходили по Истре от гидроузла до платформы Истра.