Для управления рулём служат: румпель – рычаг, непосредственно связанный с осью руля, штурвал и штуртросы – трансмиссии, передающие на руль управляющее воздействие, рулевое колесо (в быту часто называемое штурвалом) с которым непосредственно взаимодействует рулевой. На небольших судах устройство руля зачастую сводится к перу, оси и румпелю, заменяющему рулевое колесо. В этом случае рулевой должен размещаться на корме судна, в непоследственной близости от пера руля. Такого человека называют кормчим. На крупных судах поворот руля осуществляет следящий привод – электронное устройство, связанное с автопилотом или ручным контроллером, управляемым рулевым.
Руль судна характеризуется размерами пера, углом поворота пера, конструкцией (простой, балансирной, полубалансирной), формой пера (плоской или обтекаемой). От совокупности этих характеристик зависит создаваемый рулём вращающий момент на корпусе судна, связанный с управляемостью судна. Активный руль представляет собой совокупность гребных винтов, оси вращение которых не совпадают с курсом судна. Изменяя скорости и направления их вращения можно изменять курс судна или перемещать его на небольшие расстояния.
Литература: