Устаревший тип деревянного грузового
судна. Строилась из местного леса и использовалась для транспортировки массивных грузов. Барками обслуживались однонаправленные грузопотоки, поэтому эти суда были одноразовыми. После разгрузки они обычно продавались на дрова или стройматериалы. Барки
сплавляли по течению или тянули на
бечеве. Они широко использовались для снабжения Санкт-Петербурга и для вывоза продукции горных заводов Урала. Последние барки закончили свое плаванье в 1920-х годах и были вытеснены железнодорожными перевозками.
Главные характеристики барок: грузоподъёмность, осадка, габариты. Слово заимствованно из одного из европейских языков.
-
История отечественного судостроения: В 5-ти т. Том 1. Парусное и деревянное судостроение, IX-XIX вв. / Доценко В.Д., Богатырев И.В. и др. СПб. Судостроение 1996.
Штылько А. Волжско-Каспийское судоходство в старину. типо-литография Р. Голике. 1896.
Бехтерев Н.Н. Верхнее Поволжье от Ярославля до Нижнего Новгорода и волжское судоходство. СПБ. Т-во Р. Голике и А. Вильборг. 1913.
Прокофьев М. А. Судоходство и пароходство по рекам Волге, Оке, Каме, Шексне и Свири. Вып. 1 СПб., 1869; вып. 2. Спб. 1870.
Прокофьев М. А. Наше судоходство. Спб. 1870.
Барковский И.Ф. Пути и способы перевозки грузов с низовых пристаней Волги к С.-Петербургу. СПб. 1868.
Богословский П. О купеческом судостроении в России, речном и прибрежном. СПб. 1859.
Иванов А.В. Золото бунта, или Вниз по реке теснин. М. Азбука-Классика. 2010. ISBN 9785998508226.
Родин Ф.Н. Бурлачество в России. Историко-социологический очерк. М. 1975.
Вернадский И. Исследование о бурлаках // Журнал министерства внутренних дел. 1857. ч. 23. кн. 4. - С. 71-118; ч. 24. кн. 5. - С. 1-42.
Гессен Ю. Бурлаки в перв. пол. 19 века // Архив истории труда в России. Кн. 2. Петроград. 1921. - С. 25-36.
Клеянкин А.В. Бурлаки Поволжья // Вопросы истории. 1968. № 10.
Корнилов И.П. Волжские бурлаки. В журн.: «Морской сборник». 1862. № 7.