Сайт переехал на a-lapin.ru

Пеший поход 30 апреля - 2 мая 2011 г.
пл. Ситенка - р. Каширка - городище Старая Кашира - р. Ока - пл. Белопесоцкий (22 км.)

В нашем распоряжении чуть больше 2 дней и отягощение в виде детей. Поэтому при выборе маршрута мы ограничились общей длиной 20-25 км. Весна в этом году поздняя. За неделю до похода на широте Москвы в лесу держался почти сплошной снежный покров сантиметров в 15-20 глубиной. Чтобы идти по зелёной травке, а не по снегу и лужам решили выбрать южное направление и держаться открытых мест, опушек, берегов рек.

30 апреля

Выезжаем с Павелецкого вокзала на электричке 16:46. Дачники уже схлынули, поэтому едем достаточно вольготно. В 18:26 прибываем на платформу Ситенка. На сегодня наша задача - дойти до ближайшей нормальной стоянки.

Метров 700 идём вдоль путей по ходу поезда, потом сворачиваем на восток, примерно придерживаясь большой ЛЭП. Таким образом, идём просёлками и лугами. Земля не вспахана и не заросла бурьяном. Видимо здесь пасут скот или косят траву. Без дороги идти удобно. Оставляем слева деревню Колюпаново, пересекаем поле и встаём на правом берегу ручья, текущего на север, ЛЭП осталась справа.

Ручей течёт в глубокой долине. Его ширина - метра полтора. Глубина позволяет форсировать его в высоких сапогах. На нашем правом берегу берёзовый лес. Размещаемся на высоком мысу между оврагами. На стоянке практически не чувствуется близость населёнки, нет мусора, полно дров. Только виден фонарь на вышке сотовой связи и слышен лай собак вдалеке.

Сегодня пройдено около 4 км. Ночью накрапывал дождь, но к утру закончился.

1 мая

Завтракаем и идём на юго-восток, сначала берёзовым лесом, потом через редкий кустарник. Сегодня тепло, хоть и не солнечно. В такую погоду как раз начинают расти сморчки, и они не замедлили попасться нам на пути. Снимаем рюкзаки и за несколько минут набираем штук 10 крупных грибов - целую сумку.

У истока большого оврага выходим на вчерашнюю ЛЭП. Дальше идём вдоль неё. Пересекаем шоссе и устраиваем привал. Следующие 2-3 километра ЛЭП идёт вдоль шоссе, а мы немного севернее. Ручей около деревни Вальцово переходим по автомосту.

За Вальцово на карте пионерлагерь, но дорога к нему перекопана, видимо он закрыт. Дальше идём по тропе на восток. Постепенно углубляемся в лес и спускаемся в долину речки Каширки. Вскоре выходим к пешеходному мостику, по которому местные дачники ходят на автобусную остановку и к роднику.

Находим в лесу поляну и варим обед, пользуясь прекрасной родниковой водой. Местные говорят, что её можно пить даже сырой.

Каширка имеет ширину метров 20 и довольно сильное течение. Русло сложено песком и известняками, поэтому встречаются перекаты. Здесь речка интересна для сплава. В далёком 1993 году мы пытались сплавляться по верховьям Каширки от Михнево. То там было очень мало воды и много завалов. Пришлось сниматься с маршрута на второй день.

После обеда переходим реку по мосту и идём вниз по течению. Слева остаются дачи, а мы идём вверх по правому берегу притока Каширки - речки Хочемки. Сначала дорога тянется долиной, потом поднимается на высокий берег. Слева мы снова видим ЛЭП, пересекаем её и идём к южной окраине деревни Хочемы.

Хочемы - настоящая деревня, которую ещё не поглотили дачи. Вокруг пасутся овцы, бродят куры, стоят трактора в разной степени раздолбанности. Таких деревень почти не осталось в Подмосковье.

От деревни идёт строго на юг просёлочная дорога, по ней мы выходим к берегу Каширки и идём дальше вниз по течению. Вокруг дороги трава выжжена, долина речки сильно замусорена. Видно, что здесь "излюбленное место отдыха трудящихся". Видим тлеющее дерево и заливаем огонь чаем из бутылок. Проезжающие мимо автомобилисты на такую мелочь внимания не обращают. Дальше вдоль дорог и на окраинах деревень сплошные кучи мусора.

Вдоль Каширки идём километра полтора. Слева - живописные лесистые склоны, справа река. Дальше лес заканчивается и видна деревня Городище. Туда нам не надо. Встаём в районе брода, забравшись повыше на холм. Вокруг стоянки стоят дубы. Место довольно красивое. На броде удобный подход к воде. В других местах берег реки крутой и высокий, подход к воде затруднён. Сегодня прошли 10 км.

Нас догоняет дружественная команда "Лосята". Они идут примерно тем же маршрутом, только в своём лосятском стиле. Они сегодня собираются пройти ещё, и им нужно на правый берег Каширки. Для нас это незапланированное вечернее шоу. Наблюдаем за переправой. Глубина реки на броде примерно по колено.

Комаров и клещей пока нет, зато часто попадаются ящерицы и полёвки, а у стоянки видели огромную сухопутную улитку. По земле часто рассыпаны цветы фиалки, медуницы и примулы (баранчики-ключики). Из съедобной зелени попадается гусиный лук и щавель. На ужин у нас первые весенние грибы.

2 мая

Продолжаем идти вниз по левому берегу Каширки. Километра за полтора открывается вид на городище Старая Кашира. Оно известно с 14 века. Сейчас городище представляет собой прямоугольник из земляных валов, а до 17 века сверху стояла деревянная крепость. Видно, что недавно валы подновляли и они выглядят такими же неприступными, как и во времена татарского нашествия. Городище представляет собой очень внушительное сооружение. На гребне вала стоит памятный крест. С городища открывается вид на долину Оки от Каширской ГРЭС до города Кашира. С юго-востока к валам примыкает сосновый бор. У подножия валов в южном углу крепости видны карстовые воронки.

Спускаемся к реке. Здесь из под вала бьёт родник. Переходим на правый берег по автомобильному мосту и по просёлку выходим к Оке. Её ширина в этих местах около 300 метров. В половодье Ока может значительно подниматься и разливаться на километры. Берег зарос пойменным лесом, дно илистое. На всём нашем пути было только 2-3 места с относительно удобным подходом к воде. В одном из них устраиваем привал.

Пойма Оки распахана и прорезана водоотводными канавами, что затрудняет подъезд на автомобиле. Поэтому здесь довольно безлюдно, но весь берег выжжен. Вместе с травой горят ивы. Судя по тому, что много больших деревьев почти полностью выгорающих изнутри - раньше жгли меньше.

Непосредственно к линии железной дороге примыкает озеро Левая Пойма, связанное с Окой судоходной протокой. Берега озера песчаные и поросли соснами, но место очень грязное. Отдыхающие и половодья оставили после себя горы мусора.

Делаем последний короткий привал и идём на восток. Метрах в 200 от озера проходит насыпь старой железной дороги. Под ней в трубе протекает ручей. В сапогах можно пройти под насыпью прямо через трубу. В ботинках приходится карабкаться вверх, а потом спускаться вниз. От трубы ещё метров 700 на восток до платформы Белопесоцкий.

Проходим железнодорожный переезд, на котором мы когда-то наблюдали знаменитую историю с козой:

К закрытому железнодорожному шлагбауму подошел лысый мужик с козой. За ним остановилась лошадь, запряженная в телегу, и сразу же начала лизать мужику лысину. Сзади подъехал новый русский на "Мерседесе", увидел, высунулся из окна: "Ты её по морде бей!" - кричит. Лошадь, получив по морде, резко сдала назад - телегой прямо по "Мерседесу". Новый русский полез разбираться с возницей. Мужик привязал козу к шлагбауму и тоже пошел разбираться. И тут открылся шлагбаум, сверху раздались вопли козы. Кстати, и сейчас в Белопесоцком козы встречаются в изобилии.

У переезда справа кирпичное здание с магазинами и кафе. Дальше памятник погибшим лётчикам. За железной дорогой у платформы есть водопроводная колонка. Электрички на Москву останавливаются в Белопесоцком примерно раз в час. Мы успели на 16:34. Народу было не много, несмотря на последний день праздников. За сегодняшний день прошли примерно 8 км. Всего около 22.

В целом маршрут получился удачным. Хотелось только поменьше населёнки, но это при данных граничных условиях малореально.

Hosted by uCoz