Хамар-Дабан и Кругобайкалка
Дневник почти детского похода 2005 года
Транссиб, Пики Черского и Порожистый, Кругобайкальская железная дорога

Фотоальбомы: Хамар-Дабан, Кругобайкалка

Поезд идёт на восток
По Транссибу от Москвы до Иркутска

15 июля
Поздний вечер. Выезжаем. Поезд N 10, Москва – Иркутск. Вагоны новые, красивые и чистые, построены в этом году в Твери. В концах коридора на табло отображается время, температура на борту и свободность туалета.
Мы: трое взрослых, двое детей 5 и 7 лет и собака.

16 июля
Стоянка в Нижнем Новгороде примерно в 6 утра. Потом мост через Волгу. За Волгой плоская мокрая равнина, поросшая лиственным лесом. Озёра, луга, и главное – туман. Он везде. Лучи солнца пронизывают его и красят воздух в золотой цвет. Каждый раз проезжаю и любуюсь. «Ёжика в тумане» снимали именно здесь.
В вечерних сумерках рассматриваем реку Чусовую. Скал на этом участке нет, только поросшие хвойным лесом холмы. По берегам много, много костров.

17 июля
В 6:18 стоим в Тюмени. Ещё раньше мы с Надей встали и позавтракали.
Весь день едем очень плоской равниной, иногда с берёзовыми перелесками, иногда – чистое, заболоченное поле. Такой ровной местности мне раньше видеть не приходилось. Как утюгом разглажено. В болотных водоёмах много каких-то чёрных, небольших уточек. Берёзовые перелески очень милые, так и хочется по ним погулять, тем более, что населёнки практически нет.
В 20 часов по Москве темнеет, мы сразу ложимся спать, решаем главную задачу этих дней – плавный переход на иркутское время.

18 июля
Проснулся в 4:30. Надо бы намекнуть народу, что пора вставать.
В Красноярске самый красивый и удобный вокзал. Строители ещё суетятся, но фонтаны уже работают и зубные щётки, (свои мы забыли дома) продают. После Красноярска самый красивый участок пути – поросшие лесом холмы. В окно часто видим электровоз и первые вагоны нашего поезда.
Великие сибирские реки не поразили. Волга в Нижнем или Казани смотрится гораздо солиднее.

19 июля
Солнечно

Приехали в Иркутск и пересели на маршрутку до Слюдянки. Она идёт через перевалы около двух часов. После Ангоссолки открывается отличный вид на Байкал и Хамар-Дабан с большой высоты. Шаманский мыс и Култук, как на ладони. У дороги множество шашлычных и харчевен. Видно это что-то вроде поклонной горы у Байкала.

На Пик Черского
15:30.
Началась активная часть нашего маршрута. Перекусили свежекупленным омулем и искупались в Байкале. Мимо железнодорожного и автовокзалов пошли прямо вверх по самой длинной улице Слюдянки – ул. Парижской Коммуны. Считая обгоняющие нас маршрутки, и автобусы дошли до конца асфальта и свернули направо, к реке. Вышли на дамбу – настоящую набережную, построенную вдоль правого берега реки Слюдянки. Потом мы видели такие же набережные – подпорные стенки вдоль КБЖД. Идём по этой набережной прямо вверх. Очень удобно. Попадаются подходы к воде. Останавливаемся, пьём, купаемся. Дамба кончается. Идём по грунтовке. Дорога часто переходит с берега на берег. Для машин это броды, пешеходы переправляются по мостикам и брёвнам. После четвёртого брода вместо дороги забрели на крутую тропу по правому берегу. (Потом оказалось, что здесь действительно брод, а не мостик.) Хождение по тропе сродни скалолазанью, а на левом берегу карьер. Самосвалы сыплют обломки мрамора почти на дорогу. Регулярно раздаётся грохот.

20 июля
Солнечно

Идём вверх. Почти сразу за стоянкой вышли на дорогу. Иногда попадаются километровые таблички. Иркутские туристы, встреченные нами на одном из бродов, говорят, что километры до Пика Черского и всего их 30. Мы прошли пока 14. За 2 км до базы отдыха железнодорожников появляются рекламные щиты, предлагающие пищу, баню, ночлег.

Чем дальше, тем круче и каменистее дорога. На обед встали через полчаса после «Моста перемен». (Некоторые переправы имеют разные красивые названия: «Мост Надёжный», «Мост Перемен», они написаны на специальных досках или прямо на брёвнах мостов.)

Лес смешанный. Попадаются толстые тополя, их пушистые семена часто лежат под ногами. Склоны гор вокруг –крутизной градусов в 60-70. Слева – Становой хребет.

Дорога закончилась. Тропа уже напоминает лестницу. Особенно обидно, когда приходится спускаться по ней вниз. Вокруг бегают бурундуки и пищат пищухи. Иногда они перебегают дорогу или смотрят на проходящих туристов. Полно жимолости. Лакомимся.

После обеда идти стало легче. То ли супы и рахат-лукум убавились, то ли эйфория – до метеостанции – цели нашего сегодняшнего перехода совсем близко.

До Казачьей Поляны дошли в начале десятого, упёрлись прямо в ручей. Обходим справа. Довольно круто, так не хочется снова подниматься вверх. Силы нас оставили. Бросаю рюкзак на отличной стоянке. Бурундуки бродят толпами. Иду на тропу и оставляю записку Лене, она со всем семейством где-то отстала. Ставлю палатку. Всё…

Если обходить ручей слева – попадёшь не на нашу уединённую стоянку, а на саму поляну и тропу к метеостанции. Обсуждаем, почему поляна Казачья, может здесь жили казаки, охранявшие Старокомарскую дорогу?

21 июня
Стоим на Казачьей Поляне. В 8, когда мы ещё не встали, пошёл дождь

Выходим только в четвёртом часу, когда он заканчивается. Быстро прошли поляну. За ней последняя «лестница». С последних ступенек уже видна метеостанция, до неё всего сотня метров. Дальше колодец, ещё дальше начинается плавный подъём по Старокомарской дороге. По ней до постройки Транссиба шли караваны в Монголию, потом она была заброшена, теперь некоторые участки используются туристами. Правее идёт тропа к многочисленным палаткам. Они стоят над обрывом, а внизу шумит река Подкомарная.

Палаток полным-полно. Лена увидела свободную поляну правее, за каменной россыпью. Только мы начали ставить палатки – пришёл бурят и сказал, что это место стоянки плановой группы. Пришлось нам искать другое. После мытарств по окрестностям, наконец встали. С дровами – проблема, а воды в колодце сколько угодно. Ложимся пораньше, что бы завтра пораньше идти на Пик Черского.

22 июля
Ночью был дождь, днём переменная облачность

Встали в 8. Вышли в 10. Рюкзаки оставили на метеостанции. Поднимаемся по Старокомарской дороге и срезающим её серпантины тропам. На Первом Гольце дорога начинает спуск. Туда нам не надо. Нам по тропе вверх. Переваливаем Первый Голец по хорошей тропе. В 12 часов привал перед Вторым Гольцом. Наш лагерь уже глубоко внизу. С гольца открываются отличные виды.

На перевале стоит памятник – металлическая пирамидка с надписью:

4 мая 1940 – 14 декабря 1963
Кириллина
Раиса Александровна

Трагически погибла в горах во время туристического похода
От родителей, родных, друзей, товарищей

Потом мы видели несколько подобных пирамидок и табличек.
Подъём на второй голец довольно крутой. На перевале мы встретили большую группу, обогнавшую нас на привале у памятника. Под ногами мох,
кедровый стланник, багульник, низенькие колокольчики – горечавки, бадан. Альпийские луга тоже проходили, при сходе с дороги, но в июле на них уже мало цветов.

Озеро Сердце открывается неожиданно. Карабкаешься на гребень Жандармского перевала, выглядываешь на другую сторону и вот оно – во всей красе, с самого лучшего ракурса. Красота – неописуемая. За озером красивая долина, дальше горы.

Гребень мы прошли без проблем. Надя карабкалась по камням, проявляя необходимую осторожность. В середине перевала – трещина, не пропускающая прямо по гребню. Это и есть «Жандарм». Обходим его справа. Вышло солнце – стало жарко.

На пик поднялись в начале второго. Здесь множество импровизированных флагштоков. На геодезической вышке висят ленточки и тряпочки. Мы добавили к этой коллекции свой семейный флаг.

15:30. Пришли на озеро Сердце. Мы с Надей пошли сюда сразу с пика. Лена, Марина и Юля вышли с вершины позже нас. Они зашли по дороге на озёра «Почки» (говорят, что ничего особенного, а идти долго на юг от пика). Мы пошли сразу на юго-восток. Спустились по сыпухе к гребню. Прошли по нему немного. Потом стали спускаться по тропе. Постепенно она потерялась, пошли по крупным камням и вышли к обрыву. Оказалось, мы завернули слишком далеко налево. Пришлось подниматься вверх до большого камня. Обошли его сверху и стали спускаться правее него. Там начинается кулуар, в котором ниже течёт ручей. Мы назвали его «Ручей Сплошное Удовольствие». По нему очень приятно спускаться, камни крупные и не живые, идём по ним, используя руки. Появилась вода. Сначала приходилось прикладывать губу к камню, чтобы напиться. Ниже вода текла, как из под крана. Потом вдруг ушла вся под землю. Вышли к озеру одновременно со второй семьёй. Вода в озере холодная и прозрачная. Искупались.

16:00. Идём дальше. Сразу нашли черемшу. Освежающий вкус. Из озера Сердце вытекает речка Мангутайка. На ней почти сразу водопад – водоток под 45 градусов. Длиной метров 20-30. За водопадом речка втекает в довольно плоскую долину с редкими кедрами.

17:30. Оп, и мы на гребне Посетительского перевала. Теперь у нас впереди второй голец. Обойдём его и попадём на уже знакомую тропу возврата. Отсюда последний взгляд на озеро сердце. Голец прошли траверсом, (может быть через вершину проще, там тропа, а здесь стланник). Лена сказала, что Хамар-Дабан – игрушечные горы. У каждого свой масштаб. Для меня это Горы с большой буквы «Г».

Вернулись в начале восьмого. Наша стоянка свободна.

23 июля
Ночью дождь. Днём солнце, потом опять дождь
К водопадам реки Подкомарной

Начинаем крутой спуск от массовой стоянки. Первые сотни метров по крутой глинистой тропе, держась за ветки. Потом каменистый спуск по руслу ручья. Вскоре он выполаживается. Попадаются камни сплошь кирпично-красного цвета. Я сначала подумал, что это обкатанный кирпич, потом, когда увидел большие глыбы – что минерал такой, а поскрёб ногтями и понял, что это какие-то грибы. Они покрывают сплошь облюбованный камень и другие растения и лишайники на нём уже не растут.

На камне стоит небольшой тур. От него поворот налево. Тропа через лес. Справа шумит вода. Наконец выходим к реке Подкомарной. Идём против течения по правому берегу. Река то и дело прыгает с метровых уступов. Русло завалено камнями метра по 1,5 – 2. Иногда можно подойти к воде и погреться на солнышке, а в основном тропа идёт по мокрому от ночного дождя лесу. Дальше тропа ведёт нас через хаос камней и скал. Карабкаемся. Водопад периодически ненадолго показывается. Наконец неприметная тропинка идёт вниз. По ней слезаем на большой камень у бассейна под водопадом. Влево тропа к воде бассейна, вправо на другую смотровую площадку. Бассейн круглый, диаметром, примерно 10 м. Вода прозрачная и зелёная, но купаться не тянет. Дно из крупных глыб и сток сразу в страшный водопадище. Сфотографировать толком трудно. Нужен широкоугольный объектив.

Идём дальше. Почти сразу тропа выходит на огромный монолит. Здесь начинается ущелье, в которое скатывается вода и образует уже виденный нами водопад. Начало ущелья очень узкое. Можно перепрыгнуть, но страшно. Выше вода относительно спокойно прыгает по камушкам, а здесь устремляется в гранитную щель на много метров вниз. На гранях монолита вода стоит как в ваннах.

Идём дальше в 13 часов. Тропа плавно поднимается вверх. Минут через 5 выходим к устью реки Каменки. Она тоже вся завалена камнями. Надо идти на тот берег. Тропа там. Переправляемся по камням.

Солнце скрыли тучи. Гром. Совсем близко водопад. Вот этот очень удобен для съёмки снизу. Над самым водопадом переход с левого берега обратно на правый. Обедаем с видом на водопад и под начинающимся дождём. Вот тут-то и начинается сильный дождь. Под ним мы сначала двинулись вверх по Каменке, потом перешли на правый берег, свернули на тропу вдоль правого берега ручья Посетительского. Дошли до болотца, из которого вытекает ручей. Дальше подъём на Первый Голец. Вышли на старую дорогу у дерева с ленточками. Дальше вниз, уже знакомым путём.

Когда мы пришли на метеостанцию, дождь кончился. Я переодел Надю в сухое и тёплое – вышло солнце и стало припекать.

Идём вниз. Перекус на Казачьей Поляне в 17:00. Со всех сторон на нас смотрят голодные глаза бурундуков. Спуск к Горелой Пади – сплошные лужи и ручьи. Наконец видим справа нашу любимую речку Слюдянку. На Горелой Пади останавливаемся попастись. Оказывается кроме жимолости созрела черника. Встретили группу из Ханты-Мансийска с годовалым ребёнком. Остановились на стоянку в девятом часу вечера. На всём маршруте от Слюдянки до метеостанции напряжёнка с дровами. Попадаются или живые или гнилые деревья. Сухих практически нет.

24 июля
Всю ночь моросил дождь, утром он то начинается, то прекращается

Решили завтракать сыром, хлебцами и водой. Всё это есть в готовом виде, а костёр разжечь трудно. Вышли мы, вышло и солнце. У «Моста Перемен» устроил постирушку.

13:30. Дошли до «Моста Надёжного». В программе перекус и снова водные процедуры. Мимо карьера на этот раз прошли левым берегом. Белые глыбы лежат совсем рядом. Дорога хорошая, зато ниже настоящий брод. Промокли почти по колено. Детей переносили на закорках.
Бамс! Полетела пластмассовая пряжка на моём рюкзаке.
Ещё бамс! Юля встаёт и собирает рассыпанные ягоды – наша дань Слюдянке.

В 19:45 мы вломились в торговый центр «Байкал» (Слюдянка, ул. Парижской Коммуны, д. 3) со своим списком продуктов и скупили практически весь магазин. Овощей, сладостей и омуля в наличие не оказалось. Докупили в магазине «Ольга», напротив автовокзала, где лучше цены и ассортимент.

Маршруты на оба пика прошли по путеводителю Юрия Гукова. Спасибо ему!

На Пик Порожистый
Такси на Бабху стоило нам 350 рублей. Можно было доехать от автовокзала за 300, но мы почему-то не согласились и пошли на железнодорожный вокзал. Поездов и маршруток вечером нет. Езды – полчаса. Съехали в лес не доезжая моста через р. Бабха. Там как раз граница г. Байкальск. Проехали по просёлку мимо очистных и высадились не доезжая свалки. Прошли немного пешком по лесной дороге. Встали около ЛЭП. Речка около лагеря – предположительно и есть Бабха.

25 июля
Солнечно

Выходим в 11:40. Сразу за ЛЭП видим сине-красный маркер нужной нам тропы. Значит слева действительно река Бабха и мы на верном пути. В лесу превалируют огромные тополя. Их семена лежат на тропе, листьях бадана и папоротниках. В лесу не жарко. Наконец с дровами хорошо. На стоянке лежали кучи сухих берёзовых веток, а дальше у кострищ всё время попадаются запасы дров, прикрытые плёнкой. Тропа не каменистая, правильно, что я не надел тяжёлые ботинки, сырые после вчерашнего перехода. Начались прижимы. Лезешь круто вверх, потом, почти сразу так же круто вниз. Попьёшь речной водички и снова вверх. На втором прижиме маркера указывают вниз, вдоль берега, но реально оказалось, что верхом быстрее и проще. Огромных тополей уже не попадается. Вместе с ними исчезли и немногочисленные комары. Зато заросли страусника поднимаются в человеческий рост. Тропа по-прежнему не каменистая. Она выходит к воде нечасто, каждый ручей – праздник. Пьём, умываемся. Скоро мост. После отдыха у реки обход прижима, обустроенного деревянной лестницей снизу и проволочными перилами сверху. Встречная пара туристов прошла его вдоль воды, замочив ноги, но сэкономив силы. Лена сказала, что Бабха – вполне каячная речка и она бы здесь с удовольствие прошла.

16:30. Обедаем около моста и любуемся на Пик Острый. Под мостом лежит камень, которому явно придана форма человеческого тела. Возможно в устье Медвежьего было капище, а потом идола столкнули в воду «новые идеологи». Дальше идём левым берегом Медвежьего Ручья. После моста взлёт, потом спуск до уровня ручья. Потом долгий взлёт. По пути попалась пара ручьёв. Наконец тропа выполаживается. Несколько метров вниз и перед нами импровизированный мостик через ручей. Переходим. Утоляем дневную жажду, а между тем здесь уже прохладно. Последний короткий рывок и мы на площадке с навесом и кострищем. Здесь солнце ещё не цепляется за горы. Здесь тепло. Дети радостно прыгают вокруг измотанных взрослых. Дрова – не проблема, а вот за водой надо спускаться к переправе. Ставим лагерь. Вокруг полно мышей, они так и норовят что-нибудь съесть прямо со скатерти.

Снизу приходит семья иркутян: Женя и Аня с двумя детьми школьного возраста. Встают на той же поляне. Вечером травим байки. Наши новые знакомые хорошо знают Хамар-Дабан, Саяны и все окрестные горы.

26 июля
Солнечно

Часть вещей оставил на стоянке. Повесил пакеты на ветку и прикрыл скатертью. Идти сразу стало веселее. После выхода – крутой взлёт. Тропа в зарослях стланника. Потом она пологая и идёт по лесу из кедров и пихт. Сегодня мы с Надей вышли последними. Сначала ушли иркутяне, потом пришла и ушла большая плановая группа (г. Ангарск) с турбазы Култук. Потом отправилась Лена с семьёй, и наконец мы. Воду несём с собой. Медвежий ручей только иногда виден внизу. Тропа земляная, только иногда попадаются большие камни и корни. Снова взлёт. У перегородившего тропу огромного кедра обогнали Лену. Шли часа 2, наконец, дошли до стоянки с подходом к воде и деревянным идолом. Он обращён лицом к уже близкому пику Бабха. Поляна залита солнце, спрятаться от него негде. Ручей здесь очень красив. Прыгает по камням, образуя водопадики и сливы. Шумит. Ждем Лену, варим суп, идём дальше.

Вот мы и в Цирке – круглой-круглой долине, окружённой вершинами. Диаметр примерно километр. Дно Цирка покрыто хвойным редколесьем, выше растёт стланник. Через Цирк течёт Медвежий ручей, деля его примерно пополам.

Сразу натыкаемся на стоянку плановой группы, где нас угощают чаем. Инструктор группы называет вершины вокруг: Порожистый, Кука, Крокодил, Бабха. Он завтра поведёт группу по кулуару на Порожистый, потом по гребню вниз, потом по сыпухе снова в Цирк.

Перед самым цирком неплохая тропа ведёт налево. Мы было пошли по ней, но испугавшись удаления от ручья вернулись, и правильно – тропа ведёт прямо на Порожистый (тем самым кулуаром), а нам сегодня туда не надо.

Стоим рядом с тройкой иркутян. Они здесь бывали неоднократно, а вообще с местами под палатки плохо, всё заняла организованная группа.

27 июля
Небо чистое

Солнце в Цирк ещё не заглянуло, а мы уже позавтракали и собираемся на Пик Порожистый. Выходим в 9 часов. Марина и Юля остались внизу – у Лены сегодня лучший день похода. Идём сначала знакомой тропой, потом по кулуару вверх. Над Байкалом клубятся облака, как будто там взбили мыльную пену. Лена пошла вперёд, она хочет погулять по гребню в одиночестве и возможно взойти на Бабху. Сзади мелькает плановая группа, она догнала нас уже после вершины.

Кулуар закончился, проходим пологий подъём в зарослях стланника, выходим на гребень и вот мы на Пике. Последние 100 метров по гребню карабкаемся, помогая себе руками. Перед самой вершиной высокий камень, потом ещё короткий перелаз и вот Она – вершина!

На гребне я нашёл палку и взял её на флагшток. Поставил рядом с имеющимся. Он получился выше. Привязали свой флаг, он заполоскался под слабым ветром. Запустили бумажный самолётик и развеяли по ветру какие-то семена – это Надя развлекается. Облаков над Байкалом уже нет, видна вода. На вершине тесно, как на нашей кухне. В середине расколотый пополам камень с флагштоками в трещине, вокруг можно пролезть, пользуясь руками. На соседнем камне табличка в память о погибшей здесь девушке.

Прощальный взгляд и мы пошли обратно по гребню. Навстречу идёт группа. Отдыхаем на камнях, перекусываем паштетом и начинаем спуск по гребню налево. Тропа идёт по левому склону, иногда по самому гребню. Слева видно Мёртвое озеро. Спускаться к нему неохота. Лучше искупаемся в Медвежьем ручье.

После памятника погибшему в 1968 году альпинисту, вскоре начинается спуск по крупнокаменистому склону. Путь отмечен многочисленными турами. В одном месте между глыбами глубокий грот со снегом и льдом. Вот из таких мест и стекают в Цирк многочисленные ручейки. Конечно мы взяли с собой по снежку, но до лагеря не донесли. Плановая группа нас постепенно обгоняет. Одеты они по пляжному. Одна девушка даже потеряла какую-то часть туалета. Нашла её Надя и вернула хозяйке, за что и заработала дополнительную конфету.

А в лагере нас уже с нетерпением ждали Лена, Юля, Марина и Джек. Они отдали нам кан с супом и двинулись вниз. Лена не пошла на Бабху, поэтому вернулась уже часа полтора назад. Мы искупались в ручье, съели суп, собрались и двинулись за ними вслед. По дороге Надя сочиняет песню про Хамар-Дабан без рифмы, зато с чувством. Спустились без приключений и встали на нашей стоянке у переправы через ручей.

28 июля
Солнечно

Дошли до устья Медвежьего ручья. Снимаю рюкзак и с фотоаппаратом иду смотреть камень – идол. При внимательном взгляде он уже не так сильно похож на человеческое тело, хотя ягодицы очень даже… Снимаю, на всякий случай. Купаюсь. Пора дальше. Очень резво сбежали почти до равнины. Перекус. Решили разделиться. Лена хочет на Тёплые озёра, на Пик Тальцинский и в Аршан. Я очень хочу на Байкал и КБЖД. Надя расстраивается расставанию с Юлей.

Вышли к шоссе. Перекусили и купили продуктов на придорожном базаре. Дачники продают вёдрами ягоды. Около знака «Байкальск» сворачиваем направо, потом идём по просёлку и сворачиваем налево, потом опять направо и прямо под железнодорожный мостик (это местный мужик нам подробно объяснил). Поедая по дороге чернику и куманику, выходим на байкальский берег и встречаем семью Лены. Они перекусывают перед отъездом на 18-часовой электричке.

Байкал впечатляет. Прибой слышен издали. Валы высотой по полметра катают крупную гальку пляжа. Надя сразу прочно засела на песке и что-то строит. Наш народ ушёл, а я поставил лагерь и прикинул закупку продуктов.

Вокруг несколько палаток и машин. Солнце затянули облака, но на северо-западе – над Кругобайкалкой голубое небо и вода под ним очень синяя. Гуляем по берегу. Отдыхаем. Перевариваем горные впечатления.

29 июля
Ночью был дождь

Утро хмурое, но тепло, солнце иногда яростно греет сквозь облака. В 11 часов вышли с берега и сразу на шоссе остановили маршрутку до Слюдянки. Над водителем смешная надпись:

Пассажиры! Большая просьба употреблять:
конфеты вместе с фантиками;
напитки – с бутылками;
семечки – с кожурой.

По Кругобайкалке
Приехали в Слюдянку за 40 минут до отправления «Матани». Купили продукты, мороженное и дыню напротив автовокзала. А вот хлебцев и простых сушек во всём городе не найти: «У нас такое не кушают». Купили билеты и залезли в первый плацкартный вагон. А всего в поезде:

  • ярко-голубой тепловоз ТЭМ5-УМ-656;
  • вагон-лавка;
  • два плацкартных;
  • и крытый товарный с большущей автопокрышкой внутри для сидения бесплатных пассажиров.

    В товарный грузят шифер. Наш «Матаня» - культовый поезд, самая известная «Кукушка» России. Этого названия не найти ни в расписании, ни на бортах вагонов, оно – народное. Мотается Матаня из Слюдянки в Порт Байкал и обратно, выматывает пассажиров своей небольшой скоростью и длинными остановками. За это и удостоился…

    Половину вагона заняли школьники со старыми рюкзаками и спортивными сумками из которых падают пенки, буханки хлеба, спальники. Хорошо, что мы успели занять самое первое купе. Напротив нас и на боковушках – сплошные их вещи.

    Скоро в путь. Делаю бутерброды из солёного омуля и печенья с маком. Отправляемся. Не спеша идёт «Матаня». Не спеша переходим от омуля к дыне. Постепенно проникаемся красотой этих мест. На поворотах видим пройденный путь. Тоннели, галереи, мосты. Во многих тоннелях посередине отдушины в виде дверок к Байкалу. Часто попадаются палатки. Весь народ смотрит на редкое зрелище – наш поезд. Незанятые стоянки тоже попадаются. Из отдушин тоннелей тоже выглядывают люди.

    Долго видим город Слюдянку, долину реки, рудник, но постепенно всё хуже. Вода Байкала иногда прямо под нами. Она прозрачная и зелёно-голубая. Передо мной карта и очень полезный текст "Километры КБЖД" с сайта Кругобайкальская железная дорога. Я в них время от времени заглядываю.

    Вспоминаю рассказы о прежних временах этой дороги, когда на станциях пассажиры скорых поездов спускались к Байкалу, что бы смыть с рук и лица запах омуля и паровозный чад. Сейчас станций нет, а на остановках платформы в основном со стороны гор – на месте разобранного второго пути. Только Шарыжалгай – детский спортивный лагерь расположен по обеим сторонам пути. Деревянные домики стилизованны под старинные станционные постройки и вагоны.

    Несмотря на невысокую скорость поезд почти на каждой остановке проскакивает мимо короткой платформы (только на 2 соседние двери вагонов) и сдаёт обратно. Вообще оба плацкартных вагона стоят боковушками к горам, что бы лучше было смотреть на Байкал. Поэтому вход в наш вагон через задний тамбур. После Шарыжалгая палаток уже почти не видно. В Баклане вместо колодцев – лебёдки для подъёма воды из озера. Там же новая галерея с колоннами их железобетона. Когда проехали Баклань, началась сплошная череда тоннелей и галерей. На восточном берегу хорошо виден Байкальск. Его ни с чем не перепутаешь. Трубы ЦБК дымят на фоне гор Хамар-Дабана.

    В Маритуе пошёл в вагон-лавку. Там бойко торгуют хлебом, шоколадом, пивом. Купил кирпич белого хлеба и литровый пакет сока на 38 рублей. Теперь я понял, почему у нас такие длинные стоянки. Продавец расхваливает разные виды пива, покупатели переспрашивают, что есть, чего нет. Вобщем процесс. Поезд не отправляется, пока не будут отоварены все желающие. Наконец отправляемся. Пьём сок и едим свежий хлеб.

    110 километр. Выходим. Впереди самый длинный тоннель Кругобайкалки. Он прямой, в конце виден совсем маленький кусочек света. Нам кричат, что в тоннеле холодно, (а мы легко одеты), отвечаем, что мы не в тоннель. Действительно нам не туда. Я ещё из окна углядел поляну с кострищем. Обходим тепловоз и спускаемся к озеру.

    Ставлю палатку. Вдруг начинается сильный дождь. Быстро накидываю тент и загружаю вещи и рюкзак. Дождь быстро кончается. Купаемся, машем уходящему «Матане». Сегодня отдыхаем здесь! Недалеко мосты через реку Половинную. Один из них превращён в пешеходный, а рядом с ним стоит паровоз-памятник. Солнце зашло за гору и сразу стало не жарко.

    30 июля
    Тепло, но облачно

    Проснулся от странного навязчивого шума. Оказалось, что пришёл поезд «Здоровье» – четыре вагона тянут два паровоза, паровозы и шумят. А по всему берегу сидит народ и медитирует. Надя им рассказывает про Байкал, Кругобайкалку, Хамар-Дабан (сжато излагает мою вчерашнюю лекцию и свои горные впечатления).

    Ночью проходил обратно «Матаня». По этому поводу в деревне проходили народные гуляния с песнями, плясками и ночным купанием.

    Постепенно небо очистилось. Мы собираемся, паровоз подаёт гудок, пассажиры бегут по вагонам в купальниках. За поездом отправляемся и мы. Начало пути через 800-метровый тоннель «Половинный». После прохода поезда в тоннеле пахнет паровозом и не видно другого конца. Довольно быстро тоннель проветривается. Идём, подсвечивая себе фонариками…

    Прошли. Снимаем тёплые куртки. Пополняем силы после подземного путешествия. К нам подбирается бурундук. Видно тоже хочет подкрепиться. Потом сразу ещё одна остановка для фотографирования бабочек и поедания любимого блюда: омуля с печеньем.

    106 км. Лаборатория нейтринной астрофизики. Общее впечатление – запущенность. Всё некрашеное, ржавое, с пробоинами от шальных элементарных частиц. Только у пирса стоит красивый белый катер «Ангел». Спускаемся вниз по деревянной лестнице и купаемся. Идём дальше одетыми по пляжному, в плавках, футболках и конечно с рюкзаками. На 106 км старинное, деревянное здание в стиле модерн. На столбе объявление:

    Телефон спасения на Байкале
    8-395-2-250-973
     250-974
     250-975
     250-976
    База Байкальского
    Поисково-Спасательного Отряда
    МЧС РФ п. Никола.
    [Посёлок Никола, это около Листвянки.]

    105 километр. Дальше начинаются белоснежные скалы с золотым блеском. Это мрамор и слюда. В нашем описании здесь числятся россыпи различных минералов. Шпинели разных цветов – вобщем самоцветы. Спускаемся на пляж. Купаемся, перекусываем, копаемся в гальке. В результате находим красиво обкатанную слюду, сине-белый и зелёно-белые камни, которые и объявляем шпинелями. На скалах и каменистых откосах растут замечательные мясистые молодила, похожие на кактусы.
    104 километр. Луга, скалы. Среди них стоит галерея, без пути внутри. Путь проходит мимо. Кстати тоннель – это то, что прорубается в скале, а галерея строится просто так и засыпается сверху грунтом. Прошёл ещё один пассажирский поезд, «Байкальский Экспресс» – электричка, которую тянет тепловоз. На его передней площадке стоит несколько человек и радуются жизни. Подход к воде плохой – крутая сыпуха поросшая молодилом и черемшой. Немного не доходя очередной галереи и реки Малой Шумихи увидели хорошую стоянку и встали. Ещё жара, но солнце скоро скроется за горой и станет прохладно. Поужинали, погулял по шпалам. Мы сегодня за весь день почти никого не встретили, ни туристов, ни местных жителей. Дров нам хватает. Лес здесь – совсем не тайга: берёза, обычная, не кедровая сосна, с мелкими шишками, немного лиственница. А больше всего радует полное отсутствие комаров и мошки на всём маршруте.

    31 июля
    Солнечно. Над Байкалом дымка

    Встали, позавтракали, искупались. Пора и в путь. Над железкой летает пара воронов. Немного впереди у нас «Итальянская» подпорная стенка. В ней сделаны глухие арки, а сверху зубцы, как на крепостной стене. Прошли Шумихинский тоннель. Он изогнутый, насквозь не просматривается, поэтому трудно судить о пройденном и оставшемся расстоянии. В тоннеле земля очень ровная, дальше живописная деревня Шумиха с турбазой. Ещё дальше песчаный пляж с цивильной бетонной лестницей вниз. Народ ждёт электричку, которая должна пройти в Иркутск от 13 до 14 часов.

    Тоннель N 10 изогнут сначала в одну сторону, потом в другую. Вообще прямые рельсы здесь – редкость. Сразу за ним отличная стоянка – перекусываем. Пустых стоянок много. Народ на пляже говорит, что в этом году очень мало туристов. Может прошёл пик интереса к КБЖД?

    Уланово. Здесь я впервые на этой дороге увидел светофоры и стрелки. Турбаза смотрится не очень – мусор и лёгкая запущенность. Обедаем после выхода из населёнки. Стоянка с большим кострищем рядом с рельсами. Спуск к воде крутой, пляж каменистый. Хорошо виден мыс Толстый, хорошо бы сегодня дойти до него. Пока обедаем – солнце скрылось, погремел немного гром, но дождь так и не пошёл. Одеваемся теплее. Встретили двух иностранцев, не говорящих по-русски. Идут нам навстречу с рюкзаками. Проводили в Порт Байкал «Матаню» и немного дальше встали на отличной стоянке с пологой тропой к воде, кострищем, столом из целой двери. До Толстого мыса не дошли километра 2. Небо всё в облаках.

    Здесь водятся удивительные кузнечики. Длиной они сантиметра 2-3. Когда прыгает – открывает крылья и становится ярко-красным. Летит с сильным стрёкотом.

    Почти на закате нас догнала Лена с семейством. Снова поставил кан на огонь. Усталый народ ставит палатку.

    Рассказ Лены:
    После расставания на берегу Байкала мы успели на электричку и влезли в неё, хотя платформа на станции очень низкая. Доехав до Выдрино закупили продуктов. Когда магазины закрылись – пошли по трассе, а потом по просёлку к турбазе «Тёплые озёра». С полпути доехали на доброй «Ниве». Потом долго искали свободную стоянку. Наконец встали на берегу реки Снежная (снежно-белой её делает цвет камней в русле).
    Утро было пасмурное, потом вышло солнце и мы пошли на озёра. Посмотрев их вернулись в лагерь и двинулись снова в Выдрино. Что бы в 8 утра (По Иркутску) сесть на электричку. [Выдрино уже в Бурятии и время там на час вперёд иркутского.] К счастью нас повезли на машине до самого Байкала весёлые пьяные буряты. На берегу мы переночевали и отправились в Слюдянку. Закупив продукты доехали на маршрутке до Аршана. Это большой посёлок, очень напоминающий кавказские сёла. Здесь расположен водолечебный курорт. Вокруг красивая Тункинская долина. В посёлке мы провели весь день. Переночевали в палетке на территории пансионата и утром вернулись в Слюдянку. Искупавшись в Байкале и закупив продукты сели на «Матаню». Доехали до Уланово, а дальше двинулись пешком, вскоре пришли на эту стоянку.

    1 августа
    Слабая облачность

    Собрались и двинулись дальше. Сначала Лена, потом мы, но где-то мы незаметно для себя вырвались вперёд.

    Тоннель Толстый изогнутый и длинный, 350 метров. На портале надпись «1903-1904». Спускаемся к воде и смотрим, как пытается подойти к берегу катер «Иркут-2». Не смог. Пьём и продолжаем путь.

    Тоннель N 5, длинный, зато с тремя отдушинами. Хотя солнца почти нет, временами припекает. Крутые откосы отражают тепло.

    Прошли тоннель Бакланий. Наконец стал ясно виден Порт Байкал. Решили дальше не ходить, а встать здесь. Около нашей стоянки мощный обвал скалы. Если бы был жив второй путь, его бы завалило полностью. Дальше видели несколько переломленных пополам камнями шпал.

    Проследовала Лена с семейством. Хотят в Листвянку. А нам и здесь хорошо. Хочется пообщаться с Байкалом без суеты. Вслед за ними прошёл «Матаня». Не успел его остановить и купить вкусненького, потому что был внизу, на пляже. Завтра надо зайти на турбазу пообедать или закупится. С приближением к порту судоходство заметно оживилось. Всё время ходят разные катера и моторки.

    2 августа
    Ночью был сильный дождь. Утром пасмурно и морось

    Листвянка, которая вчера была хорошо видна, сегодня – только неясный силуэт мыса. Смородина здесь не красная, а прямо малиновая. Ближайший мыс не зря называется Бакланий. Всё время слышим крики и видим этих чаек.

    Выходим не рано. Попадаются гуляющие по шпалам обитатели турбазы.

    Тоннель N 1, последний на нашем пути. После дождя сыплются со скал камни. Падают почти на путь. Проходим это место побыстрее. А вообще, чем ближе п. Байкал, тем медленнее мы идём. Оттягиваем встречу с цивилизацией. Моя сестра была на Кругобайкалке и говорила, что это место очень красивое и строгое (Привет Алёна :-) Я всё время эти слова вспоминаю и добавляю от себя, что оно ещё и очень стильное.

    Турбаза «Ретро». Спускаемся по лесенке, проходим под мостом по деревянной мостовой и выясняем, что поесть или достать продуктов за деньги здесь нельзя (действительно, строгое это место, бедные отдыхающие). Идём дальше. Проходим километр. Вторая турбаза называлась «Серебряный ключ». Сгорела. Остались от неё только беседка, сарай и туалет. Шалости с огнём до добра не доводят.

    Почти сразу за турбазой нашли крутой спуск к замечательному пляжу из мелких-мелких камушков. Ходишь почти как по песку. Палатку ставлю прямо на пляже, а в верху полно костяники. Когда развёл костёр – пошёл дождь сквозь солнце. Дров навалом, а продуктов у нас осталось немного: 1 пачка быстрорастворимой лапши, полпакетика рассольника и кусочек огурца к нему, кусок хлеба, полголовки чеснока, чуть-чуть лука, сухое молоко, 3 бульонных кубика, немного сахара, соль, грамм 50 арахиса в шоколаде и 10 порций каши «Минутка», (которая уже изрядно надоела). Наш продовольственный запас разрушила Надя, когда съела сразу 6 порций картофельного пюре.

    Погода улучшилась. Солнце выглядывает всё чаще. Постепенно улучшилась видимость – проявилась из дымки Листвянка. Только паромов от Порт Байкала почему-то не видно. [Оказывается паром ходит до мыса Рогатка и не виден с этого места.]

    Оставшуюся часть дня провели в тихих пляжных развлечениях. Мимо прошёл рыбак с мотком лески. Тащит за собой «кораблик». Говорит, что только зарядил крючки и пока ничего не поймал. Ловит хариуса и говорит, что для улова нужна рябь на воде. А её нет. Долго он ходил по пляжу туда и обратно, в конце каждого рейса (метров 400) вынимал по несколько рыбок, размером с ладонь.

    Камни на пляже лежат полосами. В воде, у самого берега довольно крупные, на самом берегу вал из почти песка. Дальше снова крупные, на пологой полке. Потом большой вал мелких камешков и крупного песка. Потом снова крупные. Так их разложили волны разной силы. Дальше местами видны берегозащитные сооружения из уложенных аккуратно камней. Вверх все они смотрят плоскими сторонами. Наклон этой «мостовой» небольшой. Над всем этим хозяйством, почти над головой проходят поезда.

    Ходили гулять по пляжу, на расположенную невдалеке пристань турбазы. Вид на Байкал с неё великолепный: Листвянка, порт, последние километры дороги, горы и наш пляж, на котором маленькая-маленькая наша палатка. Перед сном набрали костяники и чёрной смородины для утренней каши.

    3 августа
    Солнечно

    Сегодня последний день активной части похода. Вышли не рано. Мы стояли на одном из последних нормальных мест. Вскоре появились первые дома посёлка Байкал. В первом же магазине купили всего… и арбуз. Пыльная улица посёлка тянется вдоль железной дороги. Весь посёлок зажат между Байкалом и горами. В порту много брошенной техники. Зашли на причал парома и так как он как раз отправлялся – прокатились туда и обратно (всё за 46 рублей). Паром называется «Байкальские Воды». Когда мы шли по посёлку, видели ворота с надписью ОАО «Байкальские Воды», я тогда подумал, что это разливочная фабрика, видно это всё же судоходная компания.

    В сувенирной лавке купили Наде брелок с местным синим камешком. Нашли указатель: Гостевой дом «Надежда». 1300 метров. (Вниз, вдоль Ангары.) И пошли, и пошли, сначала вниз, потом круто вверх по Первомайской улице. И дошли! И устроились вдвоём в четырёхместном номере с камином. «Надежда» замечательное место. Она состоит из нескольких деревянных построек, разбросанных по широкому наклонному лугу. Здесь везде – по деревянным полам и по траве можно ходить босиком. Можно мыться водой из бочки, пользоваться холодильником, посудой, газом, столовой. Всюду цветы. Прямо в столовую, расположенную на застеклённой веранде, прорастают стебли лиан. Кругом зелень и струганное дерево. 1 место без питания обошлось нам в 190 рублей. Одно неудобство – удобства во дворе. Нам дали визитку с контактной информацией «Надежды»: телефоны в Иркутске: 42-79-25, 250-138, 950-656. Сайт: www.nadega.angara.ru.

    Пообедали, помылись. Сходили снова к станции, поели мороженного, посмотрели на Ангару, Байкал и все окрестности. Когда стало не жарко, поднялся на маяк, а Надя нашла себе развлечения в гостинице. Дорога наверх идёт прямо от конца нашей улицы. Причём от «Надежды» подъём уже пологий. Через берёзовый лес просёлок выводит к строящемуся коттеджу. За ним виден конец какой-то другой улицы. (В п. Байкал, что не падь, то улица.) В этом месте надо свернуть налево. Отсюда уже виден Байкал. Дорога продолжает слабо подниматься. Через несколько минут она выходит на поляну, где когда-то стояла какая-то мачта. Ниже видна маковка маяка. Если подняться по винтовой лестнице на верхнюю площадку, оттуда открывается незабываемый вид. Справа мыс Бакланий, за которым виден мыс Толстый. Впереди ширь Байкала с дорожками ветров. Слева Листвянка. Прямо внизу порт. Очень здорово смотреть, как ходит туда – сюда паром и идут теплоходы на Ангару. На станции стоит «Байкальский Экспресс». Сверху безупречно-голубое небо. Такое запоминается на всю жизнь.


    4 августа
    Снова солнечно

    В 10:30 отправляется паром. Мы на него успели. На мысе Рогатка, всего в 100 метрах от пристани Байкальский Музей с аквариумом. Там посмотрели всех основных байкальских рыб и двух нерп. Очень интересно видеть килограммовых лещей за стеклом, а они смотрят на тебя… Нерпы плавают в двух соединённых аквариумах. На них можно смотреть сверху, с лесенки. Креветки – очень забавные, лежат на спине и машут лапками, загоняя в рот планктон. На музей нужен примерно час.

    До пристани «Листвянка» нас довёз попутный УАЗик. Перед пристанью Надя углядела на пляже Лену с семейством. Пошли к ним. Последний раз походили по байкальской воде и вернулись на пристань, откуда пойдёт «Восход» на Иркутск. Народу не много. Рюкзаки крепим на верхней палубе на корме, а сами рассаживаемся в салоне. На катере можно сидеть и наверху, у кормовой лесенки, можно стоять у дверей, ближе к носу. (Только ветер очень сильный.) Идём вдоль Листвянки. Берег чисто курортный, пляжи, кафе, маленькие гостиницы, дорога. Быстро промелькнул Порт Байкал. И вот идём по Ангаре. Левый берег ненаселённый, а правый, где дорога – почти сплошь застроенный. Слева вода зелёная, справа – синяя, это фокусы солнечного света, падающего сбоку. Слазили наверх, Лена, Марина и Юля сидят в куртках с капюшонами, но дышат последним свежим воздухом похода. Ходу до Иркутска ровно час.

    Около речного вокзала стоит ледокол – музей «Ангара». Посетили, посмотрели машинное отделение, котлы, постояли на палубе. Я вспомнил ледокол – музей «Красин», стоящий в Питере.

    До железнодорожного вокзала доехали маршруткой N 72. Оставили в камере хранения наши тяжести. За мостом через Ангару расположен прибрежный бульвар Гагарина с памятником царю Александру III. По нему мы дошли до какого-то парка с пляжем. Только там и можно спрятаться от августовской иркутской жары. Совмещаем обед и ужин в парковой пельменной. Идём на вокзал. Поход кончился, но можно еще посмотреть фотоальбом ;-)

    Hosted by uCoz