Дельта Волги

Часть 5.Городище и город
Дневник Сергея.   Поход по дельтам Волги
Обсуждениев Живом Журнале

Наконец я собрался снова в поход, было несколько вариантов, но выбрал поход с детьми, так как пора уже Катю приобщать к походной жизни. Списался с москвичами - тоже заядлыми байдарочниками, купил билеты из Москвы, поедем вместе на одном поезде. Дома у Маргариты Абрамовны утром встретил дочку Катю: гостить придется всего лишь день, утром приехал, а вечером уже уезжать. Кошка уже доживает последние дни, да и то сказать: дожила она до 19 лет, а это по человеческим меркам тянет на 90 лет с гаком. С Катей сходили на рынок, купили продуктов - то, что мне полагается по раскладке, вещей получается много, хорошо еще, что Оля с Катей и Сашей отвезли часть алюминиевых частей от байдарки заранее. Мы загодя приехали на Павелецкий вокзал, все-таки мы ехали из пригорода Москвы, вдруг электрички отменят, и груз тоже большой, приходилось перетаскивать вещи в несколько заходов. Встретились на вокзале с группой, группа большая: 8 взрослых, трое четырёхлетних ребятишек и 4 примерно одного возраста от 9-7 лет, Все люди подобрались интеллигентные в основном программисты, из завзятых походников пожалуй только руководитель- Лапин Алексей и его жена, они были во многих интересных местах. Мы едем в другом вагоне, поэтому будем ходить в гости знакомиться. В поезде у одной девушки из нашей команды был день рождения. Кате было интересно, так как она быстро нашла подружек в вагоне и с нашими детьми походников тоже познакомилась.

Поезд прибывает рано утром, выгрузились, погода хмурится, наняли 2 маршрутки и как раз когда мы ехали, разразился ливень, шофер сказал что это единственный дождь за 2 месяца. Собираем байдарки на берегу в пос. Красные Баррикады под мелким дождичком, и как всегда что-то не входит, что-то не лезет, ведь байдарка собрана по частям. Одна женщина, увидев, что здесь на берегу целый детский сад под дождем, пригласила к себе в дом погреться и попить чаю. Мы с Машей отправились на местный рынок покупать овощей, т.к. по раскладке сплошные крупы и макароны. Еще в поезде я купил 2 ведра картошки. Конечно все взрослые ориентированны на детей, все-таки это поход, не курорт, в начале похода все могло кончиться неудачно, Машина дочка - Полина жаловалась что у нее застряла косточка от рыбы в горле, Маша хотела все бросить и не плыть с нами, ведь мы уплываем от цивилизации и медицины, но мы заболтали Полину и она забыла про свою косточку (по своему опыту: если кость прошла гортань, то она уже не опасна, а неприятные ощущения вызывает царапина, оставшаяся в горле). В первый ходовой день прошли довольно много. Пристали к берегу на перекус, вдали строение сгоревшее - это был хлев для коров - его подожгли доброжелатели, бедный фермер сокрушается и строит временный загон, хорошо погода стоит теплая, скот можно держать под открытым небом, у него свинья опоросилась и маленькие поросята розовые бегают в загоне, а свинья очень агрессивная. Вечером договорились, что подъедем к дойке купим молока. Нашли место для ночевки, плохое, в зарослях ивняка, на стволах мох, на ветвях ив попадаются нам странные гнезда похожие на варежку из этого моха - это синица ремез строит свои гнезда - сколько упорства и труда проявляет эта маленькая птичка, очень много паслена персидского уже появились плоды - красные фиолетовые ягоды, но на вкус они не похожи на тот паслен, который я пробовал в детстве у бабушки в деревне Топки в Кемеровской обл.

Чилим

Поросята на прогулке

На ветвях ивняка...

Утром позавтракали кашей с молоком и в путь, только отошли, у Маши спустил баллон - у них байдарки надувные. Пришлось сделать незапланированную стоянку, недалеко нашлось небольшое грязевое озерцо, и мы все плескались в грязи, как ни странно, вода держит тело - видимо оно соленое, хотя никто не решился попробовать его на соль. Отмываться идем к реке, ходить босиком опасно: я занозил ногу водяным орехом - чилимом, он очень колючий. На полянке устроили купание и оттуда же пошли на соленое озеро, по карте оно километров 5 от этого места. Местность - типичная полупустыня, попадаются ящерицы, небольшие колючие растения, почти нет деревьев, озеро высохло, но на дне остатки соли, и поэтому на снимке из космоса озеро блестит - а это отражение от кристаллов соли, поверхность озера - высохшая корка соляной грязи, которая держит вес человека, вдали кажется, что там на горизонте есть вода, подходим ближе - ан нет, это мираж, но дальше опять кажется вода, но теперь мы не пошли дальше, скорее всего опять будет мираж, и даже если и есть вода, то подобраться к ней сложно ноги уже утопают в соляную грязь. Все очень устали от жары и идти долго. Маленьких детей посадили на плечи, а большие идут сами, пришли и сразу же купаться, на таганке сделали чай, перекус - и двигаем дальше. Пора искать место для стоянки, но ничего путного не попадается, мы на каркасных байдарках вырвались вперед на большое водное пространство, но там мелко, и байдарку ведем волоком, но босиком страшно: можно посечь ноги, хотя чилим кончился, но начались осколки раковин мидий, они тоже могут поранить ноги. Наверняка многие оставят свои тапочки в тине. Группа решает не идти дальше, а вернуться на узкую часть реки, где есть деревья, опять встаем на сырое место, но много дров.

Грязевое озерцо

Идём на соленое озеро

Утром попытался вытащить чилимовые занозы из ноги. Сегодня предстоит тяжелый переход: идти придется по мелким залитым полям, и частенько тащим байдарки на веревках, а ноги увязают в тине, один раз я потерял сандалию и около получаса пытался найти её в иле, совсем уже было потерял надежду. Перебираю руками полуметровую грязь и чудо: нашел ее метрах в 2-х от предполагаемого места. У Кати тоже оторвался ремешок от сандалии. По плану у нас волок - перетаскиваем байдарки через сухие участки, иногда протоки подходят близко друг к другу на расстояние 200 метров. Где-то в 17 часов остановились на перекус, все дети хотят пить и есть. Решаем, что волок будет завтра. Но - новое чудо - Алексей Лапин нашел машину, и водитель согласился перевезти наш груз на берег другой протоки, это около километра. За 3 рейса перевезли все вещи, а 2 каркасных байдарки перенесли мужчины. Место отличное, даже со столом, рядом пляж, мы еще водителю заказали арбузов и дынь, рыба ловится - только успевай забрасывать. Это заказник, решили здесь устроить дневку, едим арбузы, дыни, купаемся. У меня попала искра прямо в ботинок, образовалась язвочка, я очень боюсь таких вещей на ноге, довелось мне видеть трофические язвы - зрелище ужасное. Стараюсь побольше держать это место на солнце. Мы сегодня дежурные, но так много фруктов, что ни у кого нет аппетита, едим много рыбы в разных видах - жареную и варёную. Вечером Алексей Лапин порадовал нас игрой на варгане: ночь такая темная, светит луна, и такие странные древние звуки раздаются. На Катю это произвело неизгладимо впечатление, она назвала Лапина “ночным эльфом”. Мифологические ассоциации вызвал также плащ от комаров Мерлин и Батчера - то ли Бэтмен, то ли назгул…

Волок

Вид с вала

На следующий день перетаскиваем вещи и байдарки от бивуака до пляжа, но все равно вышли в 12 часов, идем по живописным местам, дно видно, вода прозрачная. Дошли до протоки, но она оказалась глухая, мы с Машей оделись в джинсы и обувь с носками, вооружились настоящим мачете - это Алексей прихватил с собой (вообще Алексей удивительный человек, в нужный момент у него все находится Лапин Алексей взял таганок, но он был неудачный, гнулся под весом котелка, так у Алексея-другого нашелся таганок, проблема рубить крепкие и сухие деревья для костра - у него нашлась пила, и т.д. примеры можно продолжать) пытались рубить и ломать камыши, прошли с трудом метров 100, дальше идти бессмысленно, лодки все равно не проведем - изрежем их острой осокой. Делать нечего, поплыли назад. На месте брода устроили перекус, мы сходили на разведку наверх и сверху видно, что прохода нет. Приплыли на старое место, где стояли 2 дня, мы с Алексеем быстро разгрузили байдарку и пошли в другую сторону на разведку искать место или где можно устроить волок. У нас было очень мало светового времени, и мы ничего не успели разведать - обидно. Приплыли поздно, а вечером когда стемнело, на воде появляются комары - скажем прямо, комаров было не так уж много, как рассказывали, наверное, сказывается август месяц. Спасибо нашим женщинам: поставили палатку и Катю одели. В общем, решили завтра с утра отправиться на разведку искать выход.

Сергей пишет дневник

Панорама стоянки

Утром я обнаружил, что моя миска утащена со стола и разгрызена - это собаки бродячие постарались. Больше пластмассовую посуду брать в походы не буду. Разведчики Маша и Алексей Лапин рано утром поехали проверять, есть ли проход с другой стороны, для этого поднялись в 6 утра, Маша настоящий боец, разведка это мужское дело, но мы с Алексеем-другим умаялись вчера вечером, я натер мозоль на руке. Маша взяла с собой дочку Полину и собаку. Мы все опять отдыхаем, купаемся, ловим рыбу. Я нашел в поленнице дров старую сковородку, отчистил ее тертым кирпичом - теперь это будет моя миска. Когда на берегу я чистил рыбу, случайно обернулся и увидел, что сзади меня подобралась гадюка и заглатывает мою рыбу в полуметре от меня, их вообще много, особенно в водорослях - из воды головы торчат, но мы на них внимания не обращали. Катя - та вообще заявила, что она за хвост гадюку таскала - может это и неправда, но на нее похоже. Катя за ноги таскает больших лягушек, ей интересен животный мир. Дети играют между собой в докторов, строят запруды для лягушек, у них образовался коллектив и свои игры-затеи. Например, буквально из пасти ужа вытащили громадную жабу. Назвали ее Жаб Жабычем, построили для нее бассейн и кормят пойманными насекомыми. На высоком холме они запускали воздушного змея, осматривали норы ласточек на обрыве. Уже 15 часов, а разведчиков все нет, в 16 часов отправились на байдарке добровольцы на помощь разведчикам и вернулись все вместе через час. Они встретились на полпути обратно, новость великолепная проход есть! Но в 16 ч. идти уже поздно, откладываем выход на сл. день. Я попросил маску и ныряю, смотрю на красоты, вода чистая, но водоросли царапают тело и плавать среди них неудобно.

Воздушный змей

На сл. день рано поднялись и в путь, благо часть вещей уже лежали на берегу. Но дул сильный ветер, и приходилось бороться с ветром, ни на секунду нельзя бросить весло, сразу же начинает разворачивать лодку. Наши-то байдарки жесткие и держат курс, а надувные крутятся. Но все равно мы медленно продвигаемся вперед, озеро кончилось и пошла широкая протока, заросшая кустами и осокой, чилимом, ряской. Попадаются островки цветущих лилий и еще ярко-желтых цветов - нимфейника. Приходится лавировать между ними. Наконец вошли в заросшую протоку, остановились на ночевку, место сырое, растет паслен и вьюнок с цветами-граммафончиками обвивает деревья, хоть и сыро, но сушняка достаточно нет проблем со дровами ночи теплые и спать не холодно. На стоянке попробовал купаться к ноге присосались пиявки, после этого мне расхотелось купаться. Вечером когда уложили детей спать играли в сыщиков- это игра, но в нее надо играть большим коллективом, Маша угостила нас домашним вином - чистая брага, втихоря вылил содержимое кружки.

Гуща водной растительности

Поля нимфейника до горизонта

Утром снова в путь-дорогу, Идем по зарослям чилима, лучше идти за кем-то, он пробивает путь через заросли, и тебе за ним идти легче. Вышли на реку, узнаю знакомые места - мы здесь уже были. Уже течение ощутимо и мы прилагая усилия идем против течения, подошли к Красным Баррикадам, опять пошли в магазин, я купил себе зеркальце и большую литровую кружку вместо разгрызенной чашки.. Базар не работает, все купили себе баловства - мороженное, йогуртов и др. - и плывем дальше мимо судостроительного завода, там строят нефтяные буровые. Наконец-то после грязных речек с илистыми и глиняными берегами мы купаемся на песчаном пляже. Тут чуть не произошло ЧП: дети упустили мячик, его понесло течением, и Катюшка кинулась за ним вплавь. А там течение сильное, и взрослому трудно справиться. Хорошо, Катя-большая вовремя сориентировалась, спустила байдарку и поймала мяч, а Катюшка повернула к берегу, благо не успела уплыть далеко. Алексей предложил поставить палатки прямо на пляже, мы так и сделали, а зря: ночью было так сыро, что на глазах отсыревают все вещи. Спал плохо, потому что всю ночь шастали рыбаки, и я волновался за байдарку, которую оставил на берегу, надо было ее вытащить подальше на сушу.

Бахтемир

Утром собрались и вышли опять поздно в 11 часов. Плывем по судоходной реке Бахтемир, иногда проплывают суда, и байдарку приходится ставить носом. Люди нам сказали, что в одном месте растут лотосы, и верно: в затоне небольшое озерцо и растут лотосы. Наверное, их кто-то посадил здесь, зрелище необыкновенное: огромные цветы на длинных стеблях и огромные круглые листья. А завязи плодов очень смешные: вылитая головка душа, только зеленая. Плывем дальше, уже ищем место для стоянки, опять наш руководитель выбрал место в ивняке, но хотелось бы найти чистое место с пляжем и купанием. Мы с Алексеем предложили сплавать вниз, подобрать место получше, нам дали час для поиска, мы нашли место на острове, все хорошо, но рядом деревня и все время хождение рыбаков. Я съездил за молоком и огурцами. Спать было жарко, спальные мешки очень теплые.

Лотосы

Утром мы с Алексеем переплыли реку и на рынке в поселке Икряное купили арбузов, приплыли назад к нашей стоянке как раз к завтраку. Нас на рынке из-за брезентовых рюкзаков приняли за археологов, мы заинтересовались и нам рассказали, что неподалеку есть курган Степана Разина вниз по реке, хотелось бы посмотреть его. На большой реке поднялся сильный ветер волнение значительное и детям всем надели спасжилеты. Плывем далее, прошли паромную переправу, где паром переправляет машины на другой берег, чуть поодаль возле огромного плавучего сооружения - это даже не корабль а целая буровая и имя у нее “ИСПОЛИН” остановились, перекусили домашним творогом и сметаной с рынка и пошли смотреть курган - его называют Чёртово городище, раньше здесь везде была вода, и этот остров выделялся над рекой. Здесь нашли себе пристанище разбойники, говорят, они ставили свои суда в ложбине на острове, и их не было видно с воды. Но мне кажется, что это городище имеет более древнюю историю, нашли черепки, но следов раскопок нет, Мастера, которые работают на буровой, рассказали, что территория городища охраняется, и выпас скота здесь запрещен. А один работник рассказал, что это не единственный курган, здесь был еще один, но когда делали водохранилище для развода рыбы, его срыли и нашли там гробы странной формы, сделанные из широких досок - таких деревьев не было здесь. Там лежали совершенно нетленные останки старика с бородой и тело девочки - говорит, даже сохранились ленты в косе, вызвали эпидемологов и в общем толком не разобравшись срыли этот холм, вот так и теряется история, а ведь история и расцвет этого места идет с 15 века с раскола Золотой Орды, которая распалась на Крымское, Казанское и Астраханское ханство, а все потому, что у Чингизидов было много жен и соответственно немерено детей, и начались раздоры. Братья воевали друг с другом, зато эта рознь дала подняться Руси с колен. Поплыли дальше, уже вечереет, надо искать место для стоянки, место, которое планировали, занято и уже поздно. Остановились прямо в чистом поле у судоходного знака. Я сплавал на разведку немного назад. Мы проплыли хорошее место, но там опять были люди, увы, в населенных местах это неизбежно, хорошие пляжные места заняты, но нам всем хватило места. На другой день мы переплыли туда, здесь оборудованная стоянка и так как рядом дорога, то приезжают автомобилисты со всей страны, была пара из Ставрополья, которые приезжают сюда уже второй десяток лет. Прекрасное место, купаемся напоследок, сушим байдарки. Здесь много лоха серебристого, который дает плоды похожие на маленькие оливы, к сожалению, они несъедобны, а может еще не созрели как следует. Цветет тамариск. Здесь живут 2 маленьких котенка, которых подкармливают приезжающие рыбаки и туристы, покормили и мы их, интересно, что с ними будет ведь скоро осень с дождями. Дети не скучают, построили загон для лягушек и кормят их стрекозами.

Плоды лоха серебристого

На сл. день за нами приехали те же маршрутки, что привозили нас сюда, загрузили одну полностью рюкзаками, а в другой дети со взрослыми и назад, в Астрахань. Здесь на вокзале наша группа и распалась: нам в Питер, у Алексея с Дашей билет на вечер, а у всей остальной команды на завтра днем.

К сожалению, весь город готовится к 450-летнему юбилею, и музеи ремонтируются, мы с Катей осмотрели только Кремль. Раньше река подходила прямо к стенам Кремля, и суда к нему швартовались и разгружали товары, а теперь вода на сотню метров ниже. Представляю, какое это было водное пространство раньше. Сейчас от великой Волги осталась, наверное, одна пятая. Купили арбуз - и на пляж, городской пляж находится на другой стороне реки, и речной трамвайчик курсирует туда-сюда, возит людей на пляж. У нас было время, и мы пошли в ресторанчик в виде корабля и официантки все в тельняшках. Просидели с Катей там часа 3, так как было интересно: нас развлекал и пел и играл артист. Вечером, когда было уже темно, мы отправились на вокзал, взяли вещи из камеры хранения и сразу же объявили посадку, нам дотащить вещи помог Алексей, у которого поезд через 3 часа. Здесь и кончается наш поход.