Керженец
30 апреля – 6 мая 2002 г.

Майские праздники в этом году 5 дней вместо обычных 4, это дает возможность пройти по Керженцу. Кроме того низкое половодье сделало нежелательным поход по шкуродерным валдайским рекам, и вообще Валдай уже порядочно надоел.

Маршрут:

Место

км.

 
 

Хахалы

0

 
 

Пионерский

16

 
 

Лыково

22

 
 

Рустай

40

 
 

Чернозерье

54

 
 

Пенякша

72

 
 

Устье р. Ламна

90

 
 

ЛЭП

104

 
 

мост

112

 
 

Устье р. Керженец

124

 
 

Макарьево на Волге

132

 

Заброска:

п. 50, Москва – Нижний Тагил, 30 апр. 22.03. до Семенова
далее на машине до д. Хахалы (30 км.)

Выброска:

Паром Макарьево – Лысково,
автобусом до Нижнего Новгорода,
п. 45, Горький – Москва, отпр. 5 мая 21.20, приб. 6 мая 5.20.

Команда:

Таймень-2

Наташа и Леша

Таймень-2

Света и Антон

Таймень-2

Тома и Игорь

Таймень-2

Таня и Володя

Таймень-2

Люда и Юра

Салют-3

Катя, Андрей и Гоша

КНК

Оля

Дневник Алексея Лапина

30 апреля

Доехали до Ярвокзала без приключений. Нормально сели в поезд.
В нашем с Наташей первом купе еще двое туристов, Олег и Андрей, из команды “Злобные”, идут на Урал. Реку выберут в Теплой Горе исходя из ледовой обстановки. Болтали до полуночи.

1 мая

Проснулся около 4 утра при подъезде к Нижнему. Поднял народ. Проехали Волгу, над водой стелется туман, не видно даже кремля. Заволжье сильно залито водой, рассвет, туман, вода – красотища.

5.45. Прибыли в Семенов. Выход на левую сторону, вокзал на правой, платформы под нашим, почти последним вагоном нет.
Автостанция (справа) с залом ожидания. Автобус на Хахалы в 7.55. Кассирша сказала, что она не может продать нам 14 билетов (и еще на багаж), местные жители тогда разгромят всю их станцию. Обещали организовать дополнительный рейс. Если не уедем к тому времени, просила подойти после отхода автобуса. Первая нижегородская электричка приходит в 7.50.
Пошли в город искать частника. Всякие служебные машины везти не хотят. За автостанцией, метров через 500, есть довольно оживленная дорога, еще чуть глубже, за круговым движением, нашли автобус ПАЗик, который только что подъехал к дому (ул. Гагарина, 66), постучали в окошко и договорились с водителем по имени Андрей, что он подъедет в 8.30. Вернулись на вокзал и спустили вещи с насыпи прямо к проходной арматурного завода.

Сидим – ждем. С самого утра довольно тепло и солнечно.
8.35. Подъехал автобус. Загрузились, Оля сбегала на автостанцию, предупредила, чтобы на нас не надеялись.
Доехали хорошо. Выгрузились перед мостом в Хахалах. Здесь ниже моста весь правый берег занят туристами, готовящими свои суда к сплаву. Я насчитал около 20 “Тайменей”, 3-4 “Салюта”, 2 катамарана. Десяток палаток наводят на мысль о вечерней заброске. Есть дети – дошкольники, собаки.

Мы собрались и, позавтракав, отплыли в 13.45.
Керженец в Хахалах имеет ширину около 50 метров, глубокий, течение сильное.
Средний расход воды (по справочнику) – 15 куб. м. / сек, реальный не менее 30.


По причине отсутствия Шарапова я в этот раз – адмирал. Голосования не проводили. Мы с Антоном – последние 2 настоящих активиста команды решили это сами.
Итак, я решил идти до 18 часов, потом искать стоянку. Река изобилует старицами до километра длиной. Ориентируемся по течению. Вдоль берегов много затопленного леса, дубы, сосны, ели, кустарник стоят в воде. То и дело видим вытекающие из реки протоки, они часто забиты корягами и плавником. Текут прямо через кусты и лес. Первый час ходу встречалось много пляжей. Берег почти всюду невысокий.
В 16 с минутами прошли д. Пионерский. Немного ниже – большой дом на правом берегу с многочисленным гарнизоном. Почти в 17 часов на правом берегу увидели стоянку и решили, что пора вставать. Берег совсем низкий, зато большая поляна позволяет разместить все наши палатки. Поужинали, попили чай. Надо лечь спать пораньше.

2 мая
Небо чистое, тепло.

Сегодня мы дежурим. Я встал в 8.30. Завтрак в 10 часов.
Вечером и утром мимо нас несколько раз проходила моторка, кажется одна и та же.
Экипаж “Салюта” с утра нарядился в желтые майки и кепки лидеров, их и так вчера приходилось все время останавливать, а уж теперь…
Отошли в 12.20. Течение по-прежнему сильное, река местами до 100 метров.
13.05. Прошли Лыково. На левом берегу деревянная церковь, слегка обгорелая. Это грандиозное сооружение: сама церковь и колокольня соединены трапезной.
13.25 – несколько хороших стоянок на обоих берегах.
13.50. Дошли до заповедника. Напротив хорошая стоянка.


14.10. Встали на перекус на пляже. Отличное место, на ближайшей полянке нашли сморчки.
Поймали ящерицу сантиметров в 15, зеленую с узорами. Долго с ней фотографировались, потом отпустили, сели перекусывать, она пришла к столу и стала смотреть, как мы едим.
Мимо идет много байдарок, часто с детьми.
15.15. Народ расслабился и травит байки. Иду сгонять всех в лодки.
15.27. Отошли. Тома села в Олин каяк, Оля – на руль к Игорю.
16.00. Тома сильно отстает, пересаживается на свое место. Дрейфуем – ждем ее.
16.10. Правый берег обрывистый, песчаный, высотой до 10 метров. Сверху сосновый бор.
17.00. Проходим правой протокой и встаем у моста в Рустае, немного отдохнуть. В лесу на правом берегу воды больше чем суши, все же смогли выйти на мост узкоколейки. Рельсы лежат только на мосту, остальные разобраны. Походили по мосту и лесу, пофотографировались. В протоке завал на половину реки, проход справа. От завала уже виден мост. См. фото.
17.35. Отплыли.


19.00. Встали на стоянку. Правый берег, правый поворот реки. Пляж и смешанный лес. Юрка пришел минут на 20-30 позже, т.к. шел какой-то левой протокой. Находимся в районе Чернозерья, точно не определишься. Перед ужином я, Юрка и Антон искупались.

3 мая
Тепло, солнечно.

Часов с 8 утра народ начал просыпаться, около 9 выбрались из палатки дежурные – Володя с Таней, к этому моменту завтрак вовсю готовился. Катя искупалась и даже вымыла голову. Наташа пошла погулять по окрестностям с фотоаппаратом, но ничего не сняла.
Завтрак в 10.00. Геркулес. Вышли в 12.05.
13.00. Закончился заповедник. Последний столб стоит в устье р. Пугай. Теперь можно высаживаться на левый берег.
14.15. Прошли д. Пенякша и встали за ней на перекус на левом берегу.
Юрка сразу поймал ящерицу и говорит, что она очень агрессивная, трепала за хвост другую. Я ей сунул палец в нос, действительно агрессивная – сразу укусила.
Вообще попадается много ползучих. На первой стоянке видели несколько ужей, Кате на прошлом перекусе попалась неопознанная змея.
Экипажи “Салюта” и Томы с Игорем задержались в деревне, чтобы слазить на вышку, стоящую там. Видимо это вышка лесных пожарных.
16.00. Идем дальше.
17.35. Перекус на воде. В этом году мы для таких перекусов взяли курагу, арахис, рахат-лукум. Правильные оказались продукты.
19.00. Встали на правом берегу. Долго не могли найти достойную стоянку, все пляжи представляют собой острова, отделенные от леса протоками или лужами. В конце концов пришлось пожертвовать удобным подходом к воде. Встали к 2-метровому откосу.
Оля, “Салют” и Люда с Юркой прошли через старицу в районе водохранилища на р. Бол. Куча. Вышли довольные – проводились всего 1 раз, срезали километра 3, посмотрели лесное озеро, через которое проходит старица.
За рекой садится солнце. Антон готовит гороховый суп и гречку.

4 мая
Тепло, переменная облачность.

Наша стоянка видимо чуть выше устья р. Ламна. Определится на местности нет никакой возможности из-за отсутствия ориентиров. Утром на стоянке видели ужа.
В разгар сборов в лагере появилась гадюка. Проползла через всю поляну прямо к палатке, где собиралась Света. Антон велел ей сидеть тихо, а Юрка с Катей стали ее потихоньку оттеснять в лес. Змея залезла под Игорев рюкзак. Рюкзак убрали, гадюку сфотографировали и шуганули. Она нехотя удалилась, а через полчаса Андрей обнаружил ее на “Салюте”.

Чтобы освободить место под загрузку, я отогнал байдарку вверх по течению. Нашлось такое место, где на берегу – плоская площадка из корней и песка, а в реке полуупавшее дерево. Загнал лодку между ними носом вверх по течению. Наташа приняла кормовую чалку. Глубина достаточная, чтобы сесть вдвоем и отплыть без посадки на мель.
Отошли в 12.20.
14.16. Дошли до ЛЭП. Здесь Гоша на каяке, Игорь и Тома, Света и Антон, мы с Наташей. Пушкарёвы ушли далеко вперед, они подумали, что я впереди и как ломанулись… (Это Гоша рассказал). “Салют” и Юрка с Людой где-то в хвосте, играют в морской бой с обливаниями.
14.40. Встали на перекус. 3 лодок так и нет.
14.45. Подошли отставшие. Вова видно сейчас лопатит и нас ругает за излишнюю проворность. (Вот что значит думать, когда такой команды не было !!!)

Нижегородские туристы рассказали Юре, что идут только до моста, их снимают автотранспортом, и что из Лысково в Нижний автобусы ходят каждые полчаса, а из Макарьево есть катера и автобусы. По их словам, за мостом начинается Чебоксарское водохранилище, на нашей карте обозначенное как строящееся. (Как позже выяснилось, за мостом Керженец течет быстро, попадаются стоянки, а взглянуть Макарий просто здорово.) Кстати, течение сильное на всем протяжении реки.

Решили завтра сделать подъем в 8 часов, чтобы выйти в 10.
15.50. Выходим.


16.05. У левого берега стоит Володина лодка. Действительно, они гнались именно за мной, однако улова предъявить не смогли. Перекусили они своим НЗ. Сказал им, что если теперь догонят – получат сухой паек в счет штатного перекуса.
16.15. Дошли до моста. Вручили Володе и Татьяне паек. На дороге действительно много машин и автобусов, на берегу байдарок в полуразобранном состоянии. Попробовали договорится с водителями о выброске нас из Макария завтра, но безуспешно.
16.25. Отошли.
17.24. Думали, что вошли в протоку Волги. Однако это может и не так, где кончается Керженец и начинается Волга – непонятно. Еще некоторое время плыли по каким-то протокам с очень низкими берегами, вдоль затопленного леса и проч. Антон потребовал цветную карту, потому как по ксероксу ему – Антону плохо видно. Я ответил, что она далеко, “Давай! Доставай!” – потребовал Антон, пришлось уточнить, что она в Москве. Пересекли широкий плес и встали на острове. С плеса и стоянки виден Макарьевский монастырь. Незабываемое зрелище. Просто сказка. Невдалеке по Волге проходят суда. Видимо водохранилище наполнено частично. С картой – ничего общего.

Мы с Антоном на разгруженной “Шигелле” сходили в Макарьево, чтобы выяснить расписания. Ходу туда полчаса, обратно – час (течение и трудность ориентации в многочисленных островах). На обратном пути, когда Антон уже сказал, что так и ловят холодные ночевки, я издал свой фирменный клич, и мне ответил со стоянки Игорь.
Выяснили, что утром есть: паром в Лысково, автобус и “Комета” в Нижний. Это всё нам рано. В 16 часов вторая “Комета”, но в нее будет не влезть, народ возвращается с праздников домой. Решили ехать в Лысково на пароме 12.30. Местные жители объясняли довольно путано, т.к. уже успели отпраздновать Пасху.

Транспорт из Макарьево на Волге

“Комета” в НН

Автобус в НН

Паром в Лысково

отпр.

приб.

отпр.

отпр.

9.05

11.00

7.30

8.30

     

12.30

16.05

18.00

18.00

18.00

Желающие после ужина имели возможность идти к монастырю смотреть крестных ход и прочее (без возвращения на остров). Несколько человек сначала загорелись, но потом передумали. На материке вдоль воды идет дорога, ездят машины, правильно, что мы встали на острове.
На откосе у монастыря встретили нижегородских туристов. Поболтали и записали адреса для обмена фотографиями.

5 мая

Подъем в 6 часов. Быстро собираемся. Игорь и Тома варят рис. Вышли в 8.15. Пришли в Макарьево в 8.45.
9.15. Рейсовая “Комета” забрала пассажиров и, страшно надымив, ушла в Нижний.
По ходу сборов все сходили в монастырь, кто просто прошел вокруг, кто поднялся на колокольню, кто заглянул в иконно-книжную лавку.


Собрались и закинули вещи на причал. Вдруг появился паром. Оказывается, он чалится совсем в другом месте. Бегом перетащили рюкзаки. Паром отправился с 20-минутным опозданием т.к. на него пытались загнать неисправный трактор, толкая сзади исправным.

Полчаса хода и мы в Лысково. Это название произносится с ударением на Ы: лЫсково.
В порту – пылища и духота. Выгрузили с парома вещи, мы с Игорем отправились искать транспорт. Поехали на городском автобусе к автостанции, которая находится у шоссе. Лысково расположено на крутом склоне волжского берега. Автобус забирается в гору с трудом.
Доехали. Обошли стоящие на площади ПАЗики с трафаретами маршрутных такси, но всё это, на самом деле, рейсовые автобусы. Пошли в кассы. Сначала нам сказали, что нас довезут за 1,5 тысячи, в результате краткой дискуссии с местным начальником цена опустилась. В результате заплатили в кассу 840 руб. и еще водителю 160 руб. за маневр забора нас из порта и перевозку багажа. Едем на большом автобусе с мягкими откидными креслами. Автобус рейсовый, идет до площади Лядова. Вопрос нашей перевозки к Московскому вокзалу оставили на потом.

Спустились в порт. Загрузили наш багаж в нижние люки автобуса. Вещи заняли всё место в багажном отделении. На поиски транспорта от отъезда из порта до начала загрузки багажа затратили ровно полчаса. Сегодня небывалая для майского похода жара - около 30 градусов.
Вернулись автобусом на автостанцию и приняли на борт остальных пассажиров. В 14.55. отправились в Нижний Новгород. Проехали р. Сундовик (по ней тоже ходят на байдарках) ширина метров 10. Местность по эту сторону Волги почти безлесная, только отдельные рощи. Катя рассказывает, что год назад ездила на автобусе в Будапешт и от нечего делать считала “Лошадиный коэффициент” – число лошадей на полчаса пути. Самый большой получился на Украине = 22.

Прибыли в Нижний в 16.34. Доехали до Московского вокзала на том же автобусе. Прошли на первую платформу через калитку между вокзалом и Царским павильоном. Сложили вещи в тенёчке. У нас есть 3 часа на прогулки. Оставили дежурных и разошлись кто – куда.
Мы с Наташей купили ребенку подарок в ЦУМе, съели шаурму и мороженное, прогулялись по тихим улочкам Канавино, посмотрели на бронепоезд “Князь Пожарский”.

На вокзале посмотрели пригородное расписание:

Ветлужское направление: есть электрички до ст. Ветлужская, Тарасиха, Шахунья, Калукино, Киселиха (отмененный), не считая ближних;
Заволжское направление: до ст. Заволжье и Правдинский;
Гороховецкое направление: до ст. Гороховец, Вязники, Владимир (отпр. 7 часов, пр. 12 ч. отпр. 16 ч, приб. 21 ч. Значит можно доехать до Москвы 2 электричками);
Окское направление: до ст. Арзамас, Суроватиха, Сергач, Металлист, Зименка.

Наш поезд подали ко 2 платформе. Поднялись на нее по пандусу с правого торца.

6 мая
Вот и закончился наш поход. Прощаемся до лета.

Hosted by uCoz