Карелия.
Маршрут по Сяпсе, Шуе и озерам (Южная Карелия). 1993 г.

Перейти к дневнику Дениса Хренкова.

Дневник ЛОСИЦКОЙ О.М.

18 июля

16 часов 05 мин. Наш поезд "Москва-Мурманск" отъезжает. Мы - это Женя, Антон, Хренковы (Володя и Денис) и Лосицкие всей семьей.

У нас 4 байдарки: Женя с Сашей, Таня с Антоном, я с Володей и Альмой и Хренковы.

19 июля

В 8.15. приехали в Петрозаводск. Поезд "Петрозаводск-Суоярви" ушел в 7.06. На вокзале выяснили, что добраться до Эйсолы можно поездом "Ленинград-Костомукша" в 19.30. Ждать нужно целый день, да к тому же в Эйсоле мы будем поздно вечером.

Наши мужчины решили пойти на автостанцию. Володе Хренкову удалось договориться с водителем рейсового автобуса "Петрозаводск-Суоярви", который отправлялся в 14.30. Оплата за проезд: 150 руб с человека + 70 руб с каждого места багажа. Итого: 2500 руб. Вещи мы уложили заранее, а сами сели на автостанции. Правда пришлось потолкаться, т.к. народу было очень много. Некоторым пассажирам пришлось стоять между сидениями. На автобусе мы доехали до озера.

100 метров по сосновому лесу и мы на песчаном пляже озера. Перекусили, собрали байдарки. Пока собирали - поднялся ветер. Антон сказал, что это вечерний бриз. И, действительно, в 19.15., когда мы отправлялись, ветер стих. Мы взяли курс на острова - напротив деревни Сям-озеро. Среди них был остров, на котором мы стояли в 1988 году и где устраивали День Нептуна. Чтобы точнее описать наш маршрут, скажу, что остановились мы как только показалось Сям-озеро. Перед этим была остановка с указателем "Кудамы 31 км". Прямо перед тем местом, где мы собирали байдарки, были острава, а правее по берегу виднелось село Сям-озеро. Вот на эти острова мы и взяли курс.

Прошли один остров, второй, третий и повернули направо между двумя большими островами. На правом длинном острове мы остановились на песчаном пляже. Напротив нашего острова, чуть правее нашей стоянки был еще один небольшой остров, который показался нам похожим на тот, который мы искали. Но это было очередной ошибкой. Мы решили остаться на песчаном пляже. Остров, на котором мы остановились длиной около километра и заканчивается песчаным пляжем, по которому можно выйти на берег озера. По-видимому, по этому плесу пригоняют лошадей пастись лошадей. Правда, мы видели всего одну лошадь, и то ночью. На острове, около нашей стоянки сплошной черничник. Можно сказать для промышленного сбора.

20 июля.

Дождь шел всю ночь. Часам к восьми дождь кончился, и мы сумели приготовить завтрак. К каше я собрала за 15 минут кружку черники.

Ребята сказали, что у Антона сегодня День Рождения. Стали думать, как его поздравить. Решили, что вечером устроим праздничный ужин: блины с черникой. Весь день шел дождь (с небольшими перерывами). К вечеру дождь кончился и Володя Хренков с Денисом поехали на рыбалку. За 1 час они поймали 31 рыбку (плотва, окунь), но поднялся ветер и им пришлось вернуться на стоянку. Вечером ели блины с черникой, жаренную рыбу. Антон привез с собой немного коньяка. Пели песни под гитару. Всем было очень хорошо.

21 июля

Утро пасмурное. Над озером туман. Говорят, что это к теплу. Приехали местные рыбаки. Заблудились в тумане. Спрашивали: "Не Алешинский ли это мыс и где Эйсола?"

Часов в 10 выглянуло солнце. Сегодня ходовой день. Идем на севеный берег. Прошли мимо каменного острова. На нем стоянки нет. Пересекаем озеро с юга на север. На воде штиль, и лишь гряда необыкновенно красивых кучевых облаков сплошным забором окружает озеро.

По озеру шли 1 час 15 мин. На северном берегу сразу попали на стоянку. Очень много комаров. Нет песчаного пляжа. Стоянка не понравилась. Решили идти дальше вдоль берега за мыс на северо-восток, а здесь устроить перекус. Как только обогнули мыс, сразу увидели бухту, поросшую камышем. На дне песок. На берегу песчаный пляж, но палатки ставить негде. И лес на берегу густой, заросший. Идем дальше. И снова бухта со стоянкой. Есть и стол и навес, но уж очень затоптанное место. Решили посмотреть подальше, и если не найдем лучше, вернуться на эту стоянку. Время еще есть. И снова еще бухта. Стоянка неплохая, с очагом. Очаг закрыт от моря большим камнем. Черничник кругом, но черники немного. Дальше решили не идти, т.к. дальше глубокий залив с деревней Лахта не берегах.

22 июля

Утром проснулись от шума дождя. Небо серое, затянутое тучами, с озера дует сильный ветер.

За завтраком решили идти сегодня дальше, т.к. лес не очень хороший, хотя грибы есть. Заедают комары. Черники мало. Но начался дождь, ветер крепчает, поднимается шторм. Так как нельзя выйти на озеро, наши мужчины пошли в лес за грибами, а слабый пол решил заняться своими делами и обедом.

Вечером нажарили 3 сковороды грибов. А озеро штормит и создается впечатление, что мы стоим на берегу моря.

23 июля

С утра пасмурно, но к 10 часам выглянуло солнце и день стал разогреваться. но озеро еще штормит. Мы с Татьяной собрали черники на компот. Компот получился очень вкусный. К обеду ветер стихает. Волны становятся все меньше. Вот проплыла группа байдарочников. Решили собираться и мы.

Вышли в 19.15. Пересекли озеро за 1 час 15 мин. Даже на спокойной воде, на открытом пространстве чувствуется мощь волны. Ищем остров на котором стояли в 1988 году. На последнем из островов нашли старую стоянку. Все как прежде и немного не так. Когда ребята ставили палатку возле черничника, Женя сказала, что здесь и стояла их палатка в 1988 году. Черники очень много. Наш бывший женский пляж стал совсем обжитым. Там теперь тоже стоянка. Мы встали на нашем старом пляже. Виден мыс, за которым мы войдем в Сяпсю. Погода прекрасная. Очень красив закат. Недалеко от нас (на "женском пляже") встали двое рыбаков. Народу здесь стало больше.

24 июля

Проснулись от сильного ветра. Палатки того и гляди снесет. Пасмурно, но с утра дождя нет. Решили съездить в магазин в деревню Сям-озеро, докупить хлеба, а затем пособирать чернику. Только отъехали наши ходоки, как пошел дождь. В магазине купили белый хлеб (кирпичиками) и рис - 2 кг.

Дует сильный ветер с озера. Решили перенести две палатки (нашу и ребят) на бывший "женский пляж". Там же устроили и костер, кострище уже есть. Собрали 10 литров черники. И компот варили, и блины с черникой, и варенье.

25 июля

Ночью пошел дождь и шел до утра. Утром выглянуло солнышко, но радовало нас не долго. Опять пошел дождь. К обеду дождь кончился, но поднялся ветер, теперь со стороны нашего пляжа. Опять пришлось переносить палатку Лосицких. Собрали 6 литров черники, сварили варенье из половины черники, половину решили взять с собой, доварить на следующей стоянке.

Володя Лосицкий собрал грибов - пожарили к ужину. Володя Хренков наловил рыбы. Ели жареную рыбу. Райская жизнь. Закат необыкновенно красив. Наши фотографы снимали пейзажи. Озеро успокоилось, на воде полный штиль. Помним, что у Оли Литвак сегодня День Рождения, но решили отметить это событие когда соберемся вместе.

26 июля

Сегодня ранний подъем в 8.30. Идем в Сяпсю. С утра светит солнце. Озеро спокойно. Только собрались - пошел дождь. Отплыли в 11.20. Озеро переплыли за 35 мин и в 12 часов были в поселке Сяпся. У соседних туристов узнали, что в магазине есть только хлеб и рис. Решили, что позвоним на почте через два дня и в деревню не пошли. За деревней через 15 минут вышли на первый порог. Через 10 минут еще один порог, который Таня с Антоном прошли кормой вперед. За железнодорожным мостом еще один порог со стоячей волной (видимо потому, что в это лето вода стоит высоко). Затем часа полтора плыли по спокойной реке. Река течет в низких болотистых берегах.

Перекус устроили на левом берегу в 14.15. у кострища косцов. Берег болотистый. Рядом молодые березовые посадки. На болоте в траве нашли очень много молодых подберезовиков. Славная будет жаренка. Лесок типично грибной, но грибов в нем мало. В 16 часов отплыли. Проплыли минут сорок и под линией электропередач начался порог. Сразу за порогом на правом берегу высокая стоянка. Стоянка очень замусорена. Решили плыть дальше. Через 10 минут второй участок порога. И сразу за порогом, на левом берегу прекрасная стоянка. Берег высокий, песчаный, кругом березовый лес.

Фотография с сайта ПРИКЛЮЧЕНИЯ В КАРЕЛИИ.

27 июля

Сегодня встали в 8.30., пораньше. Предстоит большой переход. Светит солнце, чудесный день. но оплыли в 12.30. Накануне, когда ходили за грибами, выяснили, что в 300 м от нашей стоянки деревянный мост. Проход слева, заходить под мост нужно прижимаясь к левому берегу, но обойдя два камня. Возле моста стояла группа, которая шла параллельно с нами, но накануне чуть обошла нас. Один из членов этой группы, человек опытный (ходил по Воньге) зашел справа под этот мост, т.к. основная струя воды шла именно туда, но справа под мостом торчат старые сваи и пройти между ними невозможно. Он пытался справа перейти налево, но очень сильной струей воды его прижало к опорам моста и его RZ поломало. Часть вещей уплыло. Володя Лосицкий увидел весло, которое застряло на дне между сваями. Хозяин очень обрадовался, он уже простился со своим веслом.

Вскоре за мостом начался порог, первая ступень которого была перед нашей последней стоянкой, а вторая и третья после моста. Дальше река течет спокойно в низких берегах. Через 1 час 40 минут в 14.00. устроили перекус на правом низком берегу. В осиново-березовом лесу нашли много грибов. Решили начать солить грибы.

Через час пути после перекуса на правом берегу при впадении речки очень симпатичная стоянка. В 17.20. вышли на Вагат-озеро. Передохнули на воде 15 мин и пошли через озеро к песчаному пляжу на южном берегу. Волна шла все время навстречу носу лодки. По мере приближения к южному берегу волна стихала.

Нашу прежнюю стоянку мы найти точно не смогли, только предполагали. Слева от нас стоит группа туристов с парусным катамараном, справа - рыбак. Стоянка симпатичная, но очень замусорена. Когда прибрались, получилось довольно уютно.

28 июля

В пять утра начался дождь, но к 10 часам кончился. Проглянуло солнце. Решили найти лесное озеро и там порыбачить. Т.к. зашли не с той стороны, пробродили по бурелому.

Дневник Дениса Хренкова

4 августа

Итак, стоим на левом берегу Шотозера, за мысом на песчаном пляже. День солнечный, дует слабый ветерок. Наша группа в количестве 17 человек решили разделиться, так как взрослым кроме папы было тяжело плыть дальше. Группа в кол-ве 7 человек решила уйти на 3 дня в озеро Миккильское (в два раза меньше Вагата), а затем вернуться назад.

Перед оплытием поднялась волна, поэтому взрослые очень волновались, особенно дядя Саша Фельдман. Вышли в 12.15. Антон, Таня, Леша - на трешке, Саня и Женя - на своей двушке и я с папой на своей двушке. На озере была мощная, но гладкая и ровная волна, как на море. Переплыв озеро за 40 минут, поплыли вдоль левого берега, пока не нашли протоку, находящуюся в километре от островов.

В 13.25. вошли в протоку (реку Миккелицу). Русло реки около 10 метров в ширину, берега пологие, болотистые, покрытые густым мелколиственным лесом. После 40 минут гребли вверх против течения реки, напоролись на порог, по которому решили провести байдарки. Проводка по левому берегу реки. Здесь река разбивается островками на много маленьких русел шириной от 1 до 5 метров. Проводка прошла успешно. В 50 метрах от порога - мост. После моста решили сделать перекус.

Я с Женей и Таней остался делать перекус и сторожить лодки, а наши ребята отправились назад на порог, чтобы убрать, как они сказали "несколько камней" со слива для того, чтобы было можно, возвращаясь назад, пройти этот порог на лодке.

Хочу написать, что к месту перекуса мы причалили в 14.05. Вскоре вскипел чай, прошло 20 минут, а наших все не было, хотя и были слышны их голоса из-за кустов, с центра реки. Прошло еще 30 минут и я решил отправиться на поиски наших. Пройдя болото, я вышел на каменный мыс, откуда увидел наших ребят, но только издалека, так как они были за островом на середине реки. Я стал кидать камни в реку, чтобы они обратили на меня внимание. Вскоре Леша повернулся и увидел меня. Они хаотично помахали руками, что, по-видимому, означало "сейчас", продолжали катать валуны.

Вернувшись в лагерь, нам надоело ждать и мы поели, не дожидаясь, пока придут ребята. Спустя час не стали слышны и их голоса с острова. Тогда я пошел к ним во второй раз. Пройдя парочку противных глинистых болот, в одном из которых я черпанул, перебравшись по бурелому через парочку заросших крапивой ручьев, я наконец вышел на тот остров, близ берега которого наши ребята пытались выковырить из русла реки камень величиной метр на метр. Когда я спросил у них: "Долго ли вы еще будете возиться?", они мне ответили: "Это последний". Когда я посмотрел в центр порога, я увидел что половина его куда-то подевалась?! Придя назад, мы еще немного подождали и через 20 минут они появились. От "места перекуса" отчалили в 17.20.!

Пройдя 100 метров, мы внезапно впоролись в непроходимый против течения, двухсотметровый перекат. Перекат можно провести. Да только ничего не оставалось делать, потому что на перекате выхода на берег практически нет. Частично провели, как смогли. Спустя 15 минут после переката вышли в озеро. Стоянок нет ни на реке, ни на озере. Нашли одну стоянку по левому берегу за деревней, и та была занята. Обошли вокруг почти все озеро, но ничего похожего на стоянку не нашли. На озере была рваная острая волна, как раз та, которая захлестывает в лодку, в отличии от гладкой мощной морской волны. По берегам смешанный лес и болота. Берега низкие. Пройдя по правому берегу, нашли какую-то заросшую волчником поляну к 9.00. вечера. На ней и решили заночевать. Не могу сказать, что мы были недовольны ситуацией. Ребята даже сказали, что сегодня у нас все как у настоящих туристов, а не у матрасников. Поужинав, сразу легли спать. Спалось хорошо, хотя палатка стояла на кочках.

5 августа

Объявили побудку в 9.30. Утро пасмурное, лишь после завтрака стало помаленьку выглядывать солнышко, и то временами. С 12.50. Саня с Антоном клеили протектор на трешке, а остальные в это время залезли в черничник, который находился в 10 метрах от лагеря. Вообщем, черники завались, даже палатки ставили на чернике.

Вышли в 2.10., чтобы уйти назад в Шотозеро. На озере плавная волна, дует ветер. Наконец выглянуло яркое солнце. Вошли в реку в 2.25. 10 минут гребли по течению и снова тот же перекат и порог. Нам с Таней пришлось вылезать, остальные прошли порог и перекат на веслах. Мне пришлось немного постираться, т.к. идя по берегу, утонул в глинистом болоте.

Прохождение порога закончилось в 3.05. Порог прошли успешно, правда в конце его есть мель и всем пришлось вылезать. Раньше всех вылезли Антон с Лешей, так как они шли на трешке, а она длиннее и тяжелее двушки. Папа с Саней вылезли примерно на одном и том же месте. Дальше вниз по течению реки русло чистое. Правый берег выше левого.

Вышли в озеро в 3.40. и сразу налево. В бухте у выхода реки на низкой стоянке на песчаном пляже - перекус. Отчалили с перекуса в 4.50. и пошли налево. Пройдя мыс, обнаружили, что стоянка, где мы с папой стояли 5 лет назад, была занята. Тогда мы вернулись на старое место, где мы стояли при встрече. На стоянке было все как при нашем уходе. Ничего не было тронуто. Причалили мы туда в 6.25. Погода отличная, светит солнце!

В 10.00. - ужин. Страшно объелись блинов. Такого обжорства я еще не помню за все походы! Но папа все-же сказал: "Это тебе так кажется, а через полчаса тебе опять захочется есть!" У Шарапова в миске даже плавало в сгущенке полпорции блинов. После блинов со сгущенкой все резко захотели чай, хотя был приготовлен компот, на который решилась только Женя. Удивительно! У Шарапова остались блины со сгущенкой! Ужин закончился в 11.20. Посидев после ужина около часа, отправились спать.

6 августа

Утро пасмурное, проглядывает солнышко. Ветер очень слабый и то временами. Подъем в 10.45. На небе ни облачка. Светит яркое солнце, наконец-то на дневке. Завтрак очень вкусный. На завтрак много пшенной каши, кофе и тостики. Завтрак закончился в 11.20. У нас сегодня ходовой день. Идем чтобы встретится со взрослыми, видимо, после обеда. После завтрака ребята решили помыться, а Саня выстирал в озере весь комплект шкур от байдарки. Я в это время сушил грибы на костре. Обед был около четырех, затем собираемся.

Вышли в 6.05. Пересекли озеро и пришли на стоянку, где мы стояли все вместе. Обнаружив, что там никого нет, пошли вдоль берега и проплыв 6 километров, нашли наших, которые встречали нас на одном из мысов в 500 метрах от стоянки. Обнаружив стоянку, причалили на нее в 8.20. Это была большая стоянка с песчаным пляжем, с баней и с густым смешанным лесом.

ПРОЩАЛЬНАЯ ПЕСНЯ

Петрозаводск-Москва состав отправиться,
Вагончик тронется, перрон останется,
Онега синяя, зеленый памятник,
И яхта красная, и яхта красная,
И яхта красная в волнах качается.

* * *

Открыли душу нам леса с озерами,
Нас покорив волнами и просторами.
Придем на станцию и распрощаемся,
Вагончик тронется, вагончик тронется,
Вагончик тронется, ветра останутся.

Плывем порогами и перекатами,
По вечерам любуемся закатами.
Для комаров мы все - еда желанная,
Палатки мокрые, палатки мокрые,
Палатки мокрые, байдарки рваные.

* * *

До отправленья два часа осталось,
Ах, лучше б это время не кончалось.
Пройдем по городу, пусть удивляются,
Откуда вылезли, откуда вылезли,
Откуда вылезли мы - Вас не касается.

(Иллюстрация из книги:
Феликс Квадригин. На байдарке.)