ЕДИНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ СПОРТИВНАЯ
КЛАССИФИКАЦИЯ МАРШРУТОВ
(редакция 2)
Утверждено
Федерацией спортивного туризма
Туристско-спортивного союза
России 1 февраля 1995 года
1. Общие положения и требования
Таблица 1
Степень сложности | Виды походов | Протяженность, км | Продолжительность, дней |
3 | Пешеходные, лыжные | 75 | 6 - 8 |
Пешеходные в горах | 60 | 6 - 8 | |
Велосипедные | 120 | 6 - 8 | |
Водные | 60 | 6 - 8 | |
2 | Пешеходные, лыжные | 50 | 4 - 6 |
Пешеходные в горах | 40 | 4 - 6 | |
Велосипедные | 80 | 4 - 6 | |
Водные | 40 | 4 - 6 | |
1 | Пешеходные, лыжные | 30 | 3 - 4 |
Пешеходные в горах | 25 | 3 - 4 | |
Велосипедные | 50 | 3 - 4 | |
Водные | 25 | 3 - 4 |
Учитывая специфику детско-юношеского туризма, классификация походов по степеням сложности для парусного, автомото-, спелео- и горного туризма отсутствует.
Таблица 2
Виды туризма | Категории сложности походов | |||||
I | II | III | IV | V | VI | |
Продолжительность похода в днях | ||||||
6 | 8 | 10 | 13 | 16 | 20 | |
Протяженность маршрута в | ||||||
пешеходных | 130 | 160 | 190 | 220 | 250 | 300 |
лыжных | 130 | 160 | 200 | 250 | 300 | 300 |
горных | 100 | 120 | 140 | 150 | 160 | 160 |
водных | 150 | 160 | 170 | 180 | 190 | 190 |
велосипедных | 400 | 500 | 650 | 800 | 1000 | - |
мотоциклетных | 1000 | 1500 | 2000 | 2500 | 3000 | - |
автомобильных | 1500 | 2000 | 2500 | 3000 | 3500 | - |
парусных | 150 | 200 | 300 | 400 | 500 | - |
Количество пещер для спелеологов | 5 | 4-5 | 1-2 | 1-2 | 1-2 | - |
2. Видовые требования
Таблица 3
Категория | Минимальное количество категорийных перевалов | ||||||
всего | в том числе категорий трудности | ||||||
1А | 1Б | 2А | 2Б | 3А | 3Б | ||
I | 2 | 2 | - | - | - | - | - |
II | 3 | 1 | 2 | - | - | - | - |
III | 4 | 1 | 2 | - | - | - | |
IV | 5 | 1 | 1 | 2 | - | - | |
V | 6 | 1 | 1 | - | - | ||
VI | 7 | 1 | 2 | 1 |
В горные походы могут включаться восхождения на вершины и траверсы хребтов, которые должны
логично вписываться в нитку маршрута. В связи с различиями в подходах к оценке горного
рельефа в спортивном туризме и альпинизме, категория трудности восхождения или траверса, не
являющегося элементом прохождения перевала, должна оцениваться МКК на основании перечня
классифицированных вершин или изложенной в нем методики экспертной оценки. Категория
трудности восхождения или траверса не должна превышать трудность перевала, определяющего
категорию сложности похода. При определении категории трудности впервые пройденных перевалов рекомендуется пользоваться
"Таблицей оценки трудности перевалов" (см. приложение 2).
Таблица 4
Категория | Минимальное количество локальных препятствий | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
I | 2 | - | - | - | - | - |
II | 1 | 2 | - | - | - | - |
III | 1 | 2 | - | - | - | |
IV | 1 | 1 | 2 | - | - | |
V | 1 | 1 | 2 | - | ||
VI | 1 | 2 | 1 |
Категория сложности походов с одновременным использованием нескольких классов судов
засчитывается: для участников - по тому классу судна, на котором они совершают данный поход;
для руководителя - по высшей категории сложности для участвующих в походе судов, если
минимальное количество этих судов и минимальное число членов их экипажей удовлетворяет
соответствующим требованиям "Правил проведения соревнований туристских спортивных
походов". При определении категории трудности отдельных препятствий (участков) рекомендуется
руководствоваться их классификацией, приведенной в приложении 4.
Категория сложности фактически пройденного группой похода определяется МКК по результатам
рассмотрения отчета, но не может быть выше заявленной при выходе на маршрут.
Таблица 5
N | Показатели | Категория сложности походов | ||||
I | II | III | IV | V | ||
1 | Протяженность, км | 150 | 200 | 300 | 400 | 500 |
2 | Характерная ширина водоема, км | до 5 | до 20 | до 200 | неогра- | неогра- |
3 | Наибольшее удаление от берега при пересечении открытых пространств, км | 0,5 | 3 | 8 | 15 | 20 |
4 | Наибольшая разрешенная для плавания скорость ветра, м/с | 5-6 | 6-7 | 7-8 | 8-9 | 12-13 |
Таблица 6
Количество человек | Парусность, кв. м. | |||||
5 | 6,4-7 | 8,5 | 10 | 13 | свыше 13 (17) | |
1 | 1 | - | - | - | - | - |
2 | 0,9 | 1 | 1,05 | 1,1 | 1,15 | 1,25 |
3 | - | 0,95 | 1 | 1,05 | 1,1 | 1,2 |
4 | - | - | 0,95 | 1 | 1 | 1,15 |
5 | - | - | - | 0,95 | 1 | 1,1 |
Примечание. Для надувных судов коэффициенты уменьшаются на 0,2, а для судов с
жестким корпусом увеличиваются на 0,05.
Таблица 7
Категория сложности похода | Количество категорийных пещер (не менее) | ||||||||
всего | 1 | 2А | 2Б | 3А | 3Б | 4А | 4Б | 5А | |
I | 5 | 3-4 | 1-2 | - | - | - | - | - | - |
II | 4-5 | 2-3 | 1-2 | - | - | - | - | - | |
III | 1-2 | 2 или 1 | - | - | - | ||||
IV | 1-2 | 2 или 1 | - | ||||||
V | 1 | 1 |
Весь набор пещер должен проходиться во время одного похода. В виде исключения допускается
зачет "сборных" походов для тех районов, где нет достаточного количества пещер,
расположенных на приемлемом расстоянии друг от друга. Если пещера первой или второй категории трудности имеет большую протяженность, прохождение
нескольких пещер может быть заменено прохождением нескольких маршрутов в одной и той же
пещере.
(*) Перечень классифицированных туристских спортивных маршрутов на 1989-1992
годы.
(**) Перечень классифицированных перевалов высокогорных районов, 1998 г.;
Перечень классифицированных перевалов среднегорья, 1985 г.; Перечень классифицированных
пещер, 1988 г.; Классификационная таблица маршрутов на горные вершины СССР, 1988 г.
(редакция 2)
Категория | Характеристика препятствия |
1 (Л) | "Легкое препятствие". Доступно для прохождения туристам, не имеющим туристского опыта. Перекат, быстрина, невысокие валы, не требуется выбора линии движения и разведки. Характерно для маршрутов I к. с. |
2 (П) | "Простое" препятствие. Валы, несложная шивера, порог, прижим, скорость воды и уклон невелики. Линия движения видна с воды. Определяющее препятствие маршрутов II к. с. |
3 (СР) | Препятствие "средней" трудности. Локальный порог со спокойным участком на выходе, шивера, отдельные камни в русле, завалы. Линия движения видна с воды. Определяющее препятствие маршрутов III к. с. |
4 (С) | "Сложное" препятствие. Протяженная шивера или порог с большим количеством камней, бочками и валами. Каньон и щеки с прижимами, отдельными камнями и сливами. В конце препятствий имеются достаточно протяженные относительно спокойные участки реки. Желательна разведка, элементы страховки, линия движения с воды не просматривается или неявно выражена. Определяющее препятствие маршрута IV к. с. |
5 (Т) | "Трудное" препятствие". Технически трудный протяженный порог или шивера на участках с большим уклоном и расходом воды, крупные бочки и валы, сложная линия движения. Препятствия следуют друг за другом. В конце препятствия короткий участок быстротока, где возможна швартовка. Каньон с препятствиями 4 к. т. Сильный прижим. Обязательная разведка и страховка, возможна аварийная ситуация. Определяющее препятствие маршрутов V к. с. |
6 (ТТ) | "Очень трудное", опасное препятствие. Опасный сложный каскад препятствий или каньон с набором наиболее трудных препятствий. Отдельные препятствия переходят из одного в другое, швартовка и страховка затруднены или невозможны. Опасное локальное препятствие на участках с высоким уклоном и расходом воды. Проходится после тщательной разведки и со страховкой. Преодолевается на пределе возможности судов. Определяющее препятствие маршрутов VI к. с. |
6* (ТТТ) | "Сверхтрудное" препятствие. Труднопроходимое для любого класса судов. Ранее не пройденное или имеющее единичные случаи прохождения, крайне опасное для жизни членов экипажей (завалы, водопады, водосбросы, ущелья...). Характерно для маршрутов-первопрохождений VI к. с. |